Автоматизированные системы обработки информации и управления

Специалитет, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности
09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения
  • бюджетных мест по очной форме: 39
  • коммерческих мест по очной форме: 5
  • 5 лет обучения
  • Обучение на русском
  • г.Таганрог

Кого и зачем учат по данной программе?

Реализуется подготовка инженеров – специалистов по применению и эксплуатации автоматизированных систем специального назначения (АССН); по организации и управлению инженерно-техническим персоналом, обеспечивающим эксплуатацию АССН; специалистов, способных выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания новых методов и технологий обработки, хранения, преобразования и передачи информации, способных выполнять проекты по разработке и отладке АССН, включая их аппаратные средства, математическое, программное, информационное обеспечение

Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник специальности: эксплуатационная, организационно-управленческая, проектная и научно-исследовательская. В настоящее время на профильных предприятиях и в организациях РФ наблюдается острая нехватка инженерно-технических кадров, способных решать задачи на всех этапах жизненного цикла АС различного назначения – от разработки требований и подготовки технического задания (ТЗ), разработки эскизного и технического проектов системы до ее применения и сопровождения

Набор базовых дисциплин

  • Математика
  • Дискретная математика
  • Физика
  • Мультисервисные сети
  • Операционные системы
  • Базы данных и системы управления базами данных
  • Методы оптимизации
  • Теория принятия решений
  • Психология профессионального саморазвития
  • Алгоритмизация и программирование
  • Безопасность информационных технологий

Набор базовых профильных дисциплин

  • Набор содержит несколько взаимосвязанных профессиональных блоков учебных дисциплин:
  • Блок «Автоматизированные системы, методы и средства обработки информации и управления»: Математическое моделирование, Теория автоматического управления, Основы автоматизированных систем управления и обработки информации, Управление организационно-техническими системами, Специализированные методы и средства цифровой фильтрации, Разработка и эксплуатация защищенных автоматизированных систем
  • Блок «Средства и технологии разработки и администрирования программного обеспечения АС»: Прикладное программирование C# и .NET, Технологии программирования автоматизированных систем, Средства и технологии администрирования информационных систем/Разработка и администрирование баз данных и мультисервисных сетей (по выбору), Специальное программное обеспечение реального времени (включает раздел по разработке кроссплатформенного ПО), Проектирование программных средств автоматизированных систем
  • Блок «Техническое обеспечение АС, базовые средства и технологии разработки его компонентов»: Аналоговая и цифровая схемотехника, Аппаратные средства вычислительной техники, HDL-проектирование цифровых устройств, Теория передачи данных, Цифровые и аналоговые интерфейсы передачи данных, Конструирование компонентов интегрированных автоматизированных систем, Техническое обеспечение автоматизированных систем, Проектирование технических средств автоматизированных систем
Преимущества программы
  • Образовательная программа сочетает в себе как обширную физико-математическую, так и углубленную инженерно-техническую подготовку студентов с целью приобретения ими умений и навыков индивидуальной и командной работы по разработке, применению и эксплуатации как программных, так и аппаратных средств АССН. При этом формирование у студентов таких умений и навыков обеспечивается в соответствии с сегодняшними требованиями рынка в расчете на долгосрочную перспективу трудоустройства по специальности 09.05.01
  • На старших курсах студенты обладают возможностями: формировать под руководством преподавателей-практиков индивидуальную траекторию проектно-практического обучения; участвовать в НИиОКР и грантах, в других инновационных разработках кафедры; проходить практики на базе ведущих НИИ и НПО ЮФО; участвовать во внедрении собственных научно-практических результатов на предприятиях-партнерах ОП;. Также, начиная с весеннего семестра первого курса, студенты имеют возможность получить военное образование, поступив на конкурсной основе в ВУЦ ЮФУ для обучения по программе подготовки офицеров запаса по ВУС специальности 09.05.01
Что будет во время обучения?
Учебный процесс ОП характеризуется: композиционным построением обучения от простого к сложному, междисциплинарностью и практической направленностью, нацеленной на поэтапное получение студентами необходимых компетенций в рамках заявленных программой видов профессиональной деятельности; поддержкой индивидуальной траектории в научно-исследовательской работе студента, в других видах производственной практики с логическим завершением процесса его обучения в виде выпускной квалификационной работы по индивидуальной или групповой тематике под руководством ведущих преподавателей-специалистов, преподавателей-практиков, в т.ч. приглашаемых из сторонних профильных организаций, предприятий-партнеров ОП; использованием принципа сквозного курсового проектирования, при котором математические и алгоритмические модели, создаваемые студентами на первом этапе проектирования, дорабатываются ими же на последующих этапах до уровня программно-аппаратных средств, реализующих эти модели в виде основных компонентов эскизного проекта разрабатываемой АС требуемого назначения; выполнением студентами лабораторно-практических работ на современном учебно-лабораторном оборудовании, позволяющим получить профессиональные практические умения и навыки разработки, применения и эксплуатации программно-аппаратных микропроцессорных и микроконтроллерных средств автоматизации разного уровня сложности, включая защищенные сетевые приложения. При этом используются современные образовательные технологии, основанные на объединении лекционных и практических занятий, интерактивных и электронных форм обучения, мастер-классов, тематических научно-практических семинаров и конференций. Учебный процесс ОП характеризуется: построением обучения от простого к сложному, междисциплинарностью и практической направленностью, нацеленной на поэтапное получение студентами необходимых компетенций в рамках заявленных программой видов профессиональной деятельности; поддержкой индивидуальной траектории в научно-исследовательской работе студента, в других видах производственной практики с логическим завершением процесса его обучения в виде выпускной квалификационной работы по индивидуальной или групповой тематике под руководством ведущих преподавателей-специалистов, преподавателей-практиков, в т.ч. приглашаемых из сторонних профильных организаций, предприятий-партнеров ОП; использованием принципа сквозного курсового проектирования, при котором математические и алгоритмические модели, создаваемые студентами на первом этапе проектирования, дорабатываются ими же на последующих этапах до уровня программно-аппаратных средств, реализующих эти модели в виде основных компонентов, макетов эскизного проекта разрабатываемой АС требуемого назначения; выполнением студентами лабораторно-практических работ на современном учебно-лабораторном оборудовании, позволяющим получить профессиональные практические умения и навыки разработки, применения и эксплуатации программно-аппаратных средств автоматизации разного уровня сложности, включая защищенные сетевые приложения, специализированные микрокомпьютеры, их интерфейсы. При этом используются различные образовательные технологии, основанные на объединении лекционных и практических занятий, интерактивных и электронных форм обучения, мастер-классов, тематических научно-практических семинаров, конференций
Перспективы после выпуска?
Выпускники специальности 09.05.01 имеют базовую подготовку в области применения и эксплуатации АССН и способны решать профессиональные задачи на всех этапах жизненного цикла систем – от разработки требований и подготовки ТЗ, разработки эскизного и технического проектов системы до ее применения, сопровождения и эксплуатации. Отсюда, по окончанию обучения выпускники специальности будут востребованы в следующих областях профессиональной деятельности: организация применения и эксплуатации АССН в соответствии с целевым предназначением; управление инженерно-техническим персоналом, обеспечивающим ремонт и эксплуатацию АССН; участие в научно-исследовательских работах в области создания новых методов и технологий обработки, хранения, преобразования и передачи информации; проведение проектных работ по разработке АССН, включая их техническое, математическое, программное и информационное обеспечение и т.п. В случае успешного завершения обучения выпускник имеет возможность на конкурсной основе продолжить обучение в очной аспирантуре ЮФУ по научно-техническим направлениям, смежным с профилем специальности.

Партнеры программы и работодатели

Достижения студентов

  • Публикации в Scopus, Web of Science
  • Все выпускники специальности 2020 и 2021 годов трудоустроены по специальности
  • Участие ряда студентов в грантах Российского научного фонда