Патопсихологическая диагностика и психотерапия

Специалитет, Академия психологии и педагогики
37.05.01 Клиническая психология
  • бюджетных мест по очной форме: 20
  • коммерческих мест по очной форме: 10
  • 5 лет 6 месяцев обучения
  • Обучение на русском
  • г.Ростов-на-Дону

Кого и зачем учат по данной программе?

Профессия клинического психолога относится к одной из самых востребованных и перспективных на рынке труда. Специальность клинического психолога дает большие перспективы в областях психологического консультирования, психотерапии и психотерапевтической помощи различным категориям населения, работы в учреждениях здравоохранения, психологической экспертизы в практике юриспруденции и криминалистики. Данная специальность востребована при отборе кадров и профилактике профессионального выгорания у представителей разных профессий, реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказании экстренной помощи населению при ЧС. Например, если обратиться к статистике инсультов в России, по данным ВОЗ, количество случаев достигает порядка 400 000 в год. Своевременность и эффективность осуществляемой помощи и реабилитации обеспечивают возможность (частичного) восстановления здоровья

Особо важную роль в этом процессе играет клинический психолог (нейропсихолог), занимающийся восстановлением утраченных высших психических функций вместе с другими специалистами мультидисциплинарных бригад

Недостаток квалифицированных специалистов сказывается на высоком уровне инвалидизации пациентов, перенесших инсульт и не получивших своевременной адекватной помощи. В последние годы отмечается общая тенденция к задержке нервно-психического развития детей. Оказание адекватной помощи (диагностики, коррекции) – задача клинического психолога, специализирующегося в области детской нейропсихологии. От правильности его действий зависит здоровье будущих поколений

Участие клинического психолога в патопсихологической диагностике, экспертизе и реабилитации является обязательным. Клинический психолог призван оказывать помощь не только пациентам, страдающим психическими заболеваниями, но также их родственникам, испытывающим не меньшие нагрузки на психическую сферу ввиду болезни близкого человека и ее последствий. Нехватка специалистов сказывается на низком уровне жизни этих людей. Следует отметить, что квалифицированные специалисты в области клинической психологии необходимы также в работе по созданию и реализации специализированных региональных целевых антинаркотических программ, действующих в ЮФО и Северо-Кавказском округе в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 594 от 26 июня 1995 г. Таким образом, подготовка специалистов по направлению «Клиническая психология» является одним из перспективных направлений развития нашего государства, способствует повышению уровня жизни его граждан и является неотъемлемым показателем цивилизованного общества. Необходимость подготовки клинических психологов в столице Юга России обусловлена тем, что наш край является центром образования и здравоохранения не только для Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья, но также для республик (Адыгеи, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Калмыкии, Крыма, Дагестана, Ингушетии). Сохранение традиций преподавания клинико-психологических дисциплин в Южном федеральном университете, подготовка многих поколений специалистов позволят улучшить условия жизни людей, проживающих в перечисленных регионах

Подготовка к вступительным экзаменам

Не проводится

Набор базовых дисциплин

  • Модуль «История психологии»
  • Модуль «Общая психология»
  • Социальная психология
  • Психология личности
  • Модуль «Психодиагностика»
  • Модуль «Математические методы в психологии»
  • Модуль «Возрастная психология и психология развития»
  • Модуль «Педагогика. Педагогическая психология. Методика преподавания психологии»
  • Модуль «Клиническая психология»
  • Модуль «Психологическое консультирование»
  • Модуль «Психология труда и организационная психология»
  • Модуль «Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация»
  • Анатомия и физиология центральной нервной системы

Набор профильных дисциплин

  • Модуль «Нейро-научные основы психической деятельности» (Нейрофизиология, Нейропсихология)
  • Модуль «Психиатрия»
  • Модуль «Клиническая психология»
  • Модуль «Основы психогенетики и дифференциальная психология»
  • Модуль «Клинико-психологические аспекты развития личности» (специальная психология, Практикум по психосоматике)
  • Модуль «Современные психотерапевтические технологии» (Эволюция психотерапии, Интегративная психотерапия)
  • Модуль «Психологическое консультирование»
  • Модуль «Психофармакология и основы наркологии»
  • Модуль «Психология труда и организационная психология»
  • Модуль Клинико-психологическое сопровождение детского возраста» (Диагностика и коррекция в детском возрасте, Детская нейропсихология и патопсихология)
  • Модуль «Психологическая экспертиза» (Психология отклоняющегося поведения и судебно-психологическая экспертиза, Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе)
  • Модуль «Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация»
  • Модуль «Междисциплинарные основы клинико-психологической экспертизы» (Визуальная диагностика и проективные методы в клинической практике, Применение полиграфа в клинической практике, Коммуникативная компетентность клинического психолога)
  • Модуль «Психотерапевтические технологии» (НЛП, Психоанализ)
  • Модуль «Психотерапевтическая супервизия в КПТ
  • Модуль «Теоретико-прикладные аспекты клинической психологии» (Междисциплинарный подход к исследованиям мозга к исследованиям мозга, Психопатология неврозов и патопсихология личности)
  • Модуль ««Патопсихология и психофизиология творчества»
  • Модуль «Современные методы оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами» (Танцевальная и музыкальная психотерапия в клинической практике, Психология экстремальных ситуаций и аддиктивное поведение личности)
  • Производственная практика под супервизией (Психологическая супервизия в клинической практике) и др. супервизии
Преимущества программы
  • • На территории РФ более десятка вузов осуществляют подготовку по данной специальности, что еще раз говорит о ее востребованности как среди населения, так и среди работодателей. Согласно рейтингу лучших вузов России за 2017 год, только в трех образовательных учреждениях, вошедших в первую десятку, проводится обучение по данной специальности – это МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, ТГУ. ООП по Клинической психологии перечисленных вузов опираются на такие нормативные документы, как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ); Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 – Клиническая психология (специалитет), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 12 сентября 2016 г. №1181; Нормативные акты и нормативно-правовые документы Минобрнауки и Минздрава России
  • • Образовательная программа «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» ЮФУ способна конкурировать с программами МГУ, СПбГУ и других вузов, о чем свидетельствует количество подаваемых ежегодно заявлений в ходе приемной компании ЮФУ на данное направление подготовки абитуриентами. Что касается конкурентоспособности данной ООП с образовательными программами по клинической психологии и психологии, которые предлагают ведущие университеты Европы, Азии, Канады и США, например, Колледж Дуглас (Канада), Университет Буффало (США), Университет Цинхуа (Китай), то и здесь данную программу можно будет считать успешной, т.к. она не будет уступать по содержанию теоретического и практического блоков. Уже сегодня по специальности «Клиническая психология» обучаются студенты из Китая, Африки, Латинской Америки и Свазиленда, что свидетельствует о заинтересованности иностранными гражданами ООП «Клиническая психология», реализуемой на базе ЮФУ
  • • Отличительные характеристики программы заключаются в том, что ООП специалитета 37.05.01 «Клиническая психология» разработана на основе уникального внутреннего стандарта Высшего образования ЮФУ. Результаты освоения программы в виде общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций расширены. Выпускники данной программы будут обладать уникальными компетенциями, охватывающими все сферы профессиональной деятельности. Образовательная программа включает модуль проектной деятельности и модуль университетской академической мобильности. Кроме того, программа создана в соответствии с потребностями регионального рынка труда в кадрах соответствующего профиля, включает характеристики профессиональной деятельности специалистов. Данная ООП также ориентирована на психологическое сопровождение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, что особенно актуально в связи со сложившейся геополитической обстановкой в мире
  • • Несомненным достоинством образовательной программы «Клиническая психология» является ее междисциплинарный характер. Учебный план содержит достаточное количество медицинских, биологических, социо-гуманитарных дисциплин, что обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов. Клинический психолог – специалист, способный осуществлять образовательную и практическую деятельность в различных учреждениях: дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования; учреждениях здравоохранения, структурах МЧС. Это специалист, способный осуществлять диагностическую, экспертную, реабилитационную, консультативную и психо-коррекционную деятельность, в связи с чем востребованность клинических психологов на рынке труда высока. На сегодняшний день заработная плата клинического психолога в Москве составляет 60-80 тысяч рублей в месяц. В региональных бюджетных организациях она в 3-4 раза меньше, однако недостаточное количество или отсутствие частных центров, предоставляющих услуги клинических психологов, открывает для выпускников данной программы возможность заниматься частной практикой
Что будет во время обучения?
В программу обучения по специальности включены модули проектной деятельности, которые дают возможность уже с первого курса планировать и проводить научные исследования в коллективе, представлять эти результаты на региональных, всероссийских, международных конференциях и форумах, публиковать свои научные исследования. Особое внимание следует уделить блоку супервизий: старшекурсники начинают вести практическую деятельность в разных направлениях, получая обратную связь и помощь от наставников из числа высококвалифицированных преподавателей и практикующих в сфере медицинской психологии ведущих специалистов региона. Участие в проектно-образовательных интенсивах, например, в рамках программ университета 20.35, которые дают возможность работать над междисциплинарными проектами (образовательными, IT-технологии, научными и т.д.) в команде с представителями других структурных подразделений и научных сообществ. Участие в Ярмарке вакансий и Днях карьеры ЮФУ, что дает возможность живого общения с потенциальными работодателями и возможность дальнейшего трудоустройства. В рамках образовательного процесса – общение с пациентами, разборы клинических случаев, общение с ведущими специалистами партнерских организаций. Возможность зарубежных стажировок. Студенты, обучающиеся по данной программе, могут принимать участие в конкурсах научных исследований (как в российских, так и зарубежных), в программах поддержки молодых ученых (региональных или всероссийских), за научную или общественную активность стать лауреатами стипендий Президента РФ, Правительства РО, Оксфордского Российского фонда, банка Центр-Инвест, именных стипендий.
Где смогут работать выпускники?
Особенности карьерного роста выпускника по данному направлению зависят от выбранной им траектории профессиональной деятельности. Возможна профессиональная траектория: работа в клинике, реабилитационном центре, бюро медико-социальной экспертизы, школе, на предприятии, частная практика и т.д. Ее реализация достигается путем накопления профессионального опыта, повышений квалификации. В будущем это может помочь клиническому психологу стать руководителем специализированного центра. Научная траектория предполагает приобретение научной степени, участие в научно-исследовательских проектах, которые могут дать возможность, например, разработать авторскую реабилитационную методику, запатентовать свою разработку.

Партнеры программы и работодатели

Места проведения практик

  • Детский центр нейропедагогики «Волшебные дети»
  • Психологические центры
  • Центр абилитационного развития «Дети плюс»
  • Центры помощи особым детям
  • Ресурсный центр инклюзивных практик «Содействие»
  • Аксайский филиал ГБУ РО ПНД психоневрологический диспансер