08.02.2024

Наука и университеты: интеграционные связи РАН и ЮФУ

08.02.2024

В преддверии Дня российской науки рассказываем о выдающихся ученых, чья деятельность связана с Южным федеральным университетом и их научные заслуги оценены высоким званием Академик и Член-корреспондент Российской академии наук.

В разные периоды истории становления и развития Южного федерального университета в нем трудились выдающиеся ученые, они продвигали отечественную науку вперед, вносили огромный вклад в развитие фундаментальных наук, создавали и внедряли технологии и разработки, которыми мы пользуемся и по сей день. Южный федеральный университет уделяет особое внимание преемственности поколений, опираясь на опыт своих выдающихся коллег, нынешние ученые продолжают достойно представлять российскую науку во всем мире и носят почетное звание Академиков и Член-корреспондентов РАН.

Институт математики, механики и компьютерных наук ЮФУ носит имя Иосифа Израилевича Воровича (1920-2001) советского и российского механика и математика, член-корреспондента АН СССР, академика АН СССР, академика РАН (отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления), доктора физико-математических наук, профессора. Иосиф Ворович обогатил отечественную науку достижениями в области механики и математики. Кроме того, он был талантливым педагогом, создавшим авторитетную в стране и за рубежом школу механиков. С 1950 года Иосиф Израилевич трудился в Ростовском университете и прошёл путь от ассистента до академика РАН. Работа над математической теорией упругости выдвинула Иосифа Воровича в число известных в стране и мире специалистов. В 1960 году по его инициативе на физмате РГУ (ныне ЮФУ) была создана кафедра теории упругости, а в 1971 году он возглавил вновь созданный Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики (НИИМ и ПМ). Имя Воровича присвоено астероиду10049.

Под руководством Анатолия Васильевича Каляева (1922-2004) в Таганроге был создан учебно-научно-производственный комплекс, включающий в свой состав несколько НИИ и конструкторских бюро, в том числе научно-конструкторское бюро «Миус» и Научно-исследовательский институт многопроцессорных вычислительных систем (НИИ МВС) ЮФУ, которые по сей день занимаются передовыми научными разработками. Анатолий Каляев — советский, российский учёный, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР (1984 г.), академик РАН (2000 г.) по отделению информатики, вычислительной техники и автоматизации. В историю развития отечественной науки Анатолий Васильевич Каляев вошел как выдающийся ученый в области суперкомпьютеров, организатор, научный руководитель и признанный лидер ведущей научной школы, пользующейся известностью и авторитетом в широких кругах ученых нашей страны и за рубежом.

Сегодня продолжателем научной мысли Анатолия Васильевича является его сын — Игорь Каляев, он возглавляет одну из ведущих научно-педагогических школ Российской Федерации — НИИ «Многопроцессорных вычислительных, интеллектуальных и информационно-управляющих систем». Игорь Анатольевич является научным руководителем направления ЮФУ, академиком РАН и заслуженным деятелем науки РФ. За свою карьеру им был сделан целый ряд теоретических открытий, разработаны теоретические основы построения высокопроизводительных многопроцессорных вычислительных систем с реконфигурируемой архитектурой, которые нашли широкое применение при создании систем обработки информации, принятия решений и управления, в том числе бортовых систем реального времени, в интересах Министерства обороны и специальных служб РФ в области вычислительных систем.

Научным руководителем Южного федерального университета является ученый с мировым именем Владимир Исаакович Минкин — доктор химических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, академик РАН (отделение химии и наук о материалах). Основные работы Владимира Исааковича посвящены физической органической и квантовой химии, изучению строения и молекулярной динамики органических и металлоорганических соединений. В 1974 году Владимир Минкин открыл (совместно с Л. П. Олехновичем и Ю. А. Ждановым) явление ацилотропии — быстрой обратимой миграции ацильных групп между нуклеофильными центрами в органических молекулах. Развил новое научное направление — химию структурно нежёстких молекул в основном и возбуждённых состояниях, разработал теорию орбитальной стабилизации «неклассических» структур органических соединений. Исследовал таутомерию и фотохромизм органических соединений, стереодинамику координационных соединений, неклассические органические и элементорганические структуры, бистабильные молекулярные системы с управляемыми светом обратимыми перегруппировками.

В Институте наук о Земле ЮФУ на кафедре океанологии (базовой кафедре Южного научного центра РАН) преподает выпускник геолого-географического факультета РГУ, академик РАН (отделение наук о Земле, секция океанология, физика атмосферы и географии), доктор географических наук, профессор и ученый с мировым именем Геннадий Григорьевич Матишов. Под его руководством выполнены работы, результаты которых успешно применяются в морском хозяйстве и для решения оборонных задач. Среди них можно отметить экологическое сопровождение крупных нефтегазовых проектов на арктическом шельфе, биотехнологии защиты морской среды от антропогенного загрязнения, методы использования морских млекопитающих для обеспечения безопасности морских сооружений и подводных операций. Геннадий Григорьевич является организатором и первым председателем ЮНЦ РАН.

В истории Ростовского государственного университета (ныне ЮФУ) также запечатлены имена двух академиков РАН, которые когда-то были студентами вуза, но трудились на благо отечественной науки в других университетах и научных центрах — Александра Григорьевича Мержанова (1931-2013)

и Юрия Дмитриевича Третьякова (1931-2012). Александр Мержанов окончил физико-математический факультет РГУ. Он известен как ученый в области химической физики и физической химии, специалист по физике горения и взрыва, он внес свой вклад в развитие теории и практики так называемого самораспространяющегося высокотемпературного синтеза. Юрий Третьяков окончил химический факультет РГУ. Его научная деятельность была посвящена развитию неорганической химии как основы для создания функциональных материалов, включая новые типы твёрдых электролитов, магнитных-полупроводников, высокотемпературных сверхпроводников.

Также успешно окончили РГУ в свое время и другие академики РАН. Владимир Андреевич Бабешко — ученый в области механики деформируемого твёрдого тела, прикладной математики, интегральных и дифференцированных уравнений, геофизики, акустики, сейсмологии, экологии. Владимир Андреевич руководит исследованиями по сейсмической безопасности городов, которые находятся на стыке геофизики и механики, исследования проводятся при содействии ученых других стран.

Сергей Михайлович Алдошин — специалист в области химической физики, кристаллохимии, химии твёрдого тела и квантовой химии, он внес значительный вклад в разработку проблем молекулярного магнетизма. Владимир Иванович Колесников (окончил РГУ по специальности «Радиофизика») внес большой вклад в одно из приоритетных направлений современного машиностроения теорию и технологию производства металлополимерных трибосопряжений из композиционных материалов, разработок новых методов управления их фрикционными свойствами.

Южный федеральный университет сегодня является крупнейшим ведущим научно-образовательным центром на Юге России. Своему высокому авторитету в научном сообществе университет обязан всестороннему вкладу Юрия Андреевича Жданова (1919-2006) — доктора химических наук, член-корреспондента АН СССР и РАН. Научная деятельность отражена в свыше 1000 опубликованных им статей, монографий и учебников, зарегистрированных научных открытий в области химии и 33 изобретениях.

Юрий Андреевич принимал участие в создании математической имитационной модели водных ресурсов бассейна Азовского моря, по его инициативе в РГУ был открыт ряд научно-исследовательских институтов. Более 30 лет своей жизни Юрий Жданов руководил Ростовским государственным университетом, воспитал не одно поколение ученых, которые сегодня продолжают его деятельность.

Также на посту ректора Ростовского государственного университета трудился Пётр Иванович Лебедев (1885—1948)советский геолог, член-корреспондент Академии наук СССР по специальности петрология, минералогия, биохимия. Основные труды Петра Ивановича были посвящены минералогии, геохимии и учению о полезных ископаемых.

Своими исследованиями в области океанологии известен Дмитрий Геннадьевич Матишов (1966–2015) доктор географических наук, член-корреспондент РАН. Дмитрий Геннадьевич — один из основателей радиационной экологической океанологии. Он разработал новые принципы радиоэкологического мониторинга среды и биоты, с помощью которых в 1988—2003 гг. проведено масштабное исследование механизмов миграции и ассимиляции искусственных изотопов в морских экосистемах Арктики, Субарктики, в Азовском море. Также Дмитрий Матишов заведовал кафедрой океанологии в Южном федеральном университете.

В 1971 году механико-математический факультет РГУ окончил Валерий Владимирович Калинчук — доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН. Валерий Владимирович — ученый в области теории волновых процессов в неоднородных средах со сложными физическими и механическими свойствами, взаимодействия волновых полей с поверхностными и заглубленными объектами, исследований динамических смешанных задач теории упругости, электроупругости и математической физики для полуограниченных областей. Благодаря Валерию Владимировичу построена обобщенная линеаризованная теория распространения волн в преднапряженных неоднородных и функционально градиентных упругих, термоупругих и пьезоактивных средах.

Уникальность Южного федерального университета в том, что он расположен в двух городах: Ростове-на-Дону и Таганроге. И стоит отметить, что свой вклад в отечественную науку внесли ученые, которые учились и трудились в Таганрогском радиотехническом институте (ныне ИТА ЮФУ). Ректором ТРТИ с 1986 по 1990 годы был Николай Григорьевич Малышев (1945–2019)доктор технических наук, член-корреспондент РАН по специальности «Информационные технологии». Николай Григорьевич — ученый в области системотехникии информационных технологий.

В 1978 году Таганрогский радиотехнический институт окончил Владимир Степанович Верба — доктор технических наук, член-корреспондент РАН, Почётный доктор Южного федерального университета. Владимир Степанович руководит научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по созданию систем информационного обеспечения и управления воздушно-космического базирования; он также руководит отечественной научной школой «Радиолокационные системы авиационно-космического мониторинга земной поверхности и воздушного пространства».

Также ТРТИ окончил Олег Алексеевич Агеев, который сегодня является профессором кафедры нанотехнологий и микросистемной техники ЮФУ, член-корреспондентом РАН. Олег Алексеевич — ученый в области активируемых физико-химических процессов синтеза иерархических наноматериалов и наноструктур, разработки процессов создания элементов наноэлектроники и наносистемной техники лучевыми и плазменными методами.

С 2008 года по 2012 год Таганрогский технологический институт Южного федерального университета (ныне ИТА ЮФУ) возглавлял Александр Иванович Сухинов. Александр Иванович — доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, специалист в области построения и исследования моделей прибрежных и морских систем, экономичных алгоритмов параллельных решений сетевых задач, учитывающих архитектуру многопроцессорных систем. Им построены и исследованы трёхмерные модели гидродинамики транспорта тепла, солей и взвесей в мелководных водоёмах, что позволило обнаружить зоны гипоксии и анаэробного заражения, в частности в Азовском море.

Южный федеральный университет гордится всеми своими учеными, а особенно академиками и член-корреспондентами РАН.