Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Путешествие в "Затерянный мир"

23.07.2012

Единственный на юге России маленький уголок первобытного мира сотворен группой энтузиастов из ЮФУ. Археологи, ученые и студенты еще в 2007 году начали создавать этот комплекс на базе детского летнего лагеря. Поначалу сюда привозили детей из общеобразовательных и кадетских школ. А уже второй год посетить "Затерянный мир" может любой желающий. Здесь оживает история

 Экскурсия начинается с небольшой комнаты музея, в которой прослеживается вся история нашего края, от каменного века до времен Второй мировой. Экспозиция военных лет тут неслучайна. В округе под Раздорами в 42-м шли ожесточенные бои. Здесь находилась Кровавая переправа, названная так потому, что Дон тогда покраснел от крови. При ее обороне погибла целая Калмыцкая дивизии, та самая, в которой был первый калмык, удостоенный звания Героя Советского Союза, - сержант Эрдни Деликов. Тяжело раненный, он продолжал руководить обороной переправы.
Из всех экспонатов небольшого музея больше всего потрясают два. Это солдатский котелок с выцарапанной надписью "Миша и Нюся", пробитый пулей. Целая история в одной вещи. И, скорее всего, трагическая... А тайну второго экспоната долгое время разгадывали сами археологи, моделируя различные ситуации. Это шейный позвонок лошади, в котором застрял гарпун. Причем шея была пробита снизу. Невероятное сочетание. С гарпунами на лошадей никто не охотится. А убить лошадь гарпуном, да еще и снизу, - загадка... Вероятно, дело было так. Рыбаки пошли на промысел. Увидели в реке лошадь. Как известно, плывущие лошади высоко поднимают голову. И вот, подплыв ближе на лодке, рыбак прямо снизу вонзил острие в лошадиную шею. Было это еще в каменном веке. Но как много рассказал историкам о наших далеких предках гарпун, застрявший в позвонке...
Древние люди не только выживали. Они жили. Они создавали потрясающие предметы искусства, язык которых понятен и нам, живущим спустя тысячелетия.
Хижина древнего шамана

Пройдя несколько метров, мы попадаем на "Тропу истории". Она выводит нас на стоянку каменного века. Три хижины - жилища охотника, шамана и ремесленника. Реконструкция древнего поселения очень органично вписывается в почти дикий ландшафт. Но главное - во все жилища можно войти, потрогать экспонаты.
Здесь можно влезть в шкуру первобытного человека - в переносном и в буквальном смысле слова: поучаствовать в мастер-классе по расщеплению камня, изготовить древнее орудие, к примеру каменный топор. Можно покосить траву деревянным серпом, в который вклинены лезвия из кремниевых тонких пластин. А еще оставить экзотическую фотографию на память - в шкуре на плечах, с каменным топором в руках, прямо внутри хижины.
Среди трех хижин-реконструкций эпохи неолита расположено капище, огороженное камнями. Над ним возвышается на двух "ногах" огромный ствол с совиным ликом. Это тотем первобытных людей, живших в наших краях. Сова, олицетворение ночи и страха, была покровительницей древних племен. Кстати, символ совы встречается и в жилище шамана. Некоторые посетители даже не решаются заходить в эту хижину, настолько здесь все реалистично: на стенах узоры и устрашающие маски, шкуры на лавках, котелки на столе, а между ними козлиная нога. Кажется, шаман только что вышел отсюда и в любую минуту вернется...
- Узоры оформления хижины шамана придуманы не нами, а перенесены на стены с найденных в раскопках предметов, - поясняет наш экскурсовод и историк Андрей Захариков. - Шаман играл большую роль в жизни племени и был самым уважаемым человеком.
За стоянкой каменного века - затерянное озеро. Его видно, только когда поднимаешься на площадку выше. На озере качаются лодки-долбленки, изготовленные по древней технологии. На них вполне можно плавать. Слева от озера - хижина эпохи бронзового века, а за ней - телега и частокол. Последнее - символ начавшихся в эпоху бронзы войн.

Спуск в царство Аида

На другой стороне озера - курган с белеющей на вершине каменной бабой. У нее интересная особенность - вблизи лица ее не видно, а издалека хорошо проглядываются глаза и нос. Как могли тысячелетия назад сотворить такое - загадка.
Наш проводник открыл дверь, и мы попали... внутрь кургана. Идем по темному коридору, пахнущему свежей землей. Сверху свисают корни деревьев. Настоящее царство Аида. И вдруг за поворотом - подсвеченные ниши в стенах, а в них настоящие скелеты! Здесь эволюция захоронений - от той эпохи, когда усопших просто укладывали в землю, до той, когда начали сооружать домовины и сопровождать ушедших в иной мир оружием и предметами быта.


Пройдя несколько метров, мы попадаем на "Тропу истории". Она выводит нас на стоянку каменного века. Три хижины - жилища охотника, шамана и ремесленника. Реконструкция древнего поселения очень органично вписывается в почти дикий ландшафт. Но главное - во все жилища можно войти, потрогать экспонаты.
Здесь можно влезть в шкуру первобытного человека - в переносном и в буквальном смысле слова: поучаствовать в мастер-классе по расщеплению камня, изготовить древнее орудие, к примеру каменный топор. Можно покосить траву деревянным серпом, в который вклинены лезвия из кремниевых тонких пластин. А еще оставить экзотическую фотографию на память - в шкуре на плечах, с каменным топором в руках, прямо внутри хижины.

Во многих захоронениях мы находим сломанные пополам бронзовые зеркала, - рассказывает наш гид. - Еще в древности считалось, что отражение в зеркале - это душа человека. И чтобы она не могла вернуться, зеркало покойного ломали пополам. Это оттуда пришла к нам традиция завешивать зеркала, когда в доме умерший. Наши предки верили в загробную жизнь. Доказательство тому - горшки с кашей, сосуды с вином в захоронениях. Однажды мы нашли трогательное свидетельство того, что эти люди не были дикими и им не были чужды нежные чувства. В одном погребении лежали два ребенка, один постарше, другой совсем малыш. И рука старшего ребенка обнимала младшего. Он и на том свете должен был оберегать малыша. Трагедия семьи, потерявшей сразу двоих детей, глубоко тронула сердца всех, кто работал в этом раскопе. Как будто не было пяти тысяч лет, отделявших нас от той эпохи...
Наш проводник распахнул дверь подземелья в конце длинного коридора. Снаружи по-прежнему кипит жизнь, светит яркое солнце. И два красных мака на склоне погребального кургана качают головками на ветру. Окончательно вернул нас в реальность воинственный клич крупного зверя. Где-то совсем близко, прямо за кустами...
- Это наш боевой осел, - улыбнулся Андрей Захариков. - Мы в шутку зовем его Буцефалом. Он у нас вместо сторожевого пса. Близко подходить нельзя: характер скверный, лягается и кусается.