Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Гражданин Студент

10.10.2011

Владимир Гайворонский, преподаватель и председатель студенческой комиссии профсоюзной организации Южного федерального университета, считает, что система студенческого самоуправления еще очень далека от идеальной и студенты пока не могут решить многих задач, за которые они хотели бы взяться.

Какими Вы видите основные проблемы студентов в настоящее время?

– В основном это проблемы, касающиеся социальной поддержки. Вопрос студенческой стипендии остается самым главным и очень спорным, поскольку ни студенты, ни правительство не могут определиться, какая стипендия нужна и нужна ли она вообще. Иногда высказывается мнение, что стипендия – это не зарплата и студентам она не нужна. Но студенты воспринимают ее именно как зарплату, поскольку учеба – это студенческий труд.

Также для студентов очень важны проблемы трудоустройства. Зачастую люди приходят в вуз только для того, чтобы просто где-нибудь учиться и выбирают свою будущую специальность случайно. Это усложняет поиск работы после вуза. К тому же карьерные ожидания студентов часто не совпадают с тем, что есть на рынке труда.

Стипендию не только не отменили, но и повысили в этом году…

– Стипендиальный фонд повысили на 9 процентов, в вузах деньги уже есть, но они до сих пор не решили, что с ними делать. Поскольку никаких приказов от Министерства образования по поводу распределения этих средств нет, вузы пока эти деньги не трогают. У студентов же нет согласия на этот счет. Одни говорят, что нужно в первую очередь дать прибавку самым нуждающимся, другие – что деньги нужно между всеми распределить равномерно, как обычную стипендию, третьи – что в первую очередь нужно поддерживать научные проекты и т.д.

Можно ли доверить студентам самостоятельно распоряжаться стипендиальным фондом?

– На самом деле, вполне можно это сделать, но пока, к сожалению, в большинстве российских вузов нет такого студенческого самоуправления, которому это можно было бы доверить. У студентов еще нет опыта в распределении стипендиальных средств, их нужно потихоньку вовлекать в этот процесс и давать им возможность самим определять, какая стипендия, в каком размере и кому нужна в первую очередь, а кому не нужна совсем. Отдельные талантливые, но бедные студенты вынуждены подрабатывать, что сказывается на их успеваемости. В то же время есть ребята из обеспеченных семей, которые неплохо учатся, и им эти копейки от государства не нужны, потому что такие студенты учатся для себя, получают будущую профессию. Самая главная их цель – это та работа и тот уровень зарплаты, которые они хотят получить в итоге.

Каким должно быть студенческое самоуправление для того, чтобы его можно было назвать эффективным?

– Функционирование студенческого самоуправления связано с отдельными личностями – лидерами. Зачастую, как показывает практика, пока есть лидер в отдельно взятом учебном заведении или его структурном подразделении, самоуправление существует. Активная личность формирует вокруг себя команду, и самоуправление прекрасно работает. Как только лидер заканчивает вуз и уходит, работа прекращается. Поэтому главная задача студенческого самоуправления – воспитывать новых лидеров и устанавливать преемственность. Иначе органы студенческого самоуправления вначале развивают бурную деятельность, а потом затухают. Пока такая преемственность существует только в студенческих профкомах.

Как можно решить проблему трудоустройства?

– Возможно, увеличение срока обучения в средней школе приведет к более осознанному выбору будущей профессии. Естественно, необходима профориентация, система дополнительного образования. Если человек уже выбрал свою будущую профессию, ему нужно посещать соответствующую школу, например, юного физика. Если он занимается в этой школе весь 11 класс, у него есть время подготовиться. Но в то же время, если в процессе он разочаруется в физике, он может изменить свой выбор. Что касается трудоустройства после вуза, то здесь важна занятость студента по специальности уже на 4-5 курсе.

Как можно организовать работу студента по специальности так, чтобы она не мешала учебному процессу?

– В первую очередь необходимо заключать договоры с потенциальными работодателями, чтобы студентов привлекали на практику. В рамках этих договоров возможна корректировка образовательных траекторий. К примеру, ректор нашего университета недавно ездил в юго-западное отделение Сбербанка и спросил: «Какие банкиры вам нужны?». Ему ответили прямо: «Нам нужны банкиры с сельскохозяйственным уклоном». Это связано с тем, что банк активно занимается кредитами для агробизнеса и ему нужны специалисты, которые могли бы оценить потенциал отдельно взятой агрофирмы. С банком договорились о студенческих практиках. В результате ребята, которые пошли на эту практику, выбрали дополнительные курсы обучения на других факультетах, чтобы постичь азы сельского хозяйства. В нашем вузе студенты до некоторой степени вольны варьировать учебную программу в зависимости от своих интересов.

Студенты могут еще как-то поучаствовать в повышении качества образования в вашем вузе?

– Студенческие организации, в частности, студенческие профсоюзы в первую очередь пытаются участвовать в учебном процессе. Стараются оградить студентов от учебных перегрузок, ведут контроль аудиторной нагрузки. Что касается качества образования, у нас есть направление, которое соединяет оздоровление и дополнительное обучение студентов. Это направление называется «Умный отдых». Например, наши биологи ездят в Никитский ботанический сад в Крыму, астрофизики посещают Крымскую астрофизическую обсерваторию, психологи в таких поездках познают новые методики проведения тренингов и т.д.

Как у вас налажено взаимодействие с администрацией вуза? Насколько охотно она прислушивается к студентам?

– Я ждал этого вопроса из-за комментария, который я оставил на сайте Студенческого форума (Всероссийский студенческий форум пройдёт с 31 октября по 3 ноября в Барнауле – STRF.ru). Какая может быть речь о конфликтах с администрацией? Если администрация захочет что-либо сделать в своем учебном заведении, она это сделает. И пока студенты не взберутся на баррикады с едиными требованиями, ее ничто не остановит. В нашем вузе таких проблем нет, ведется нормальный диалог.

Активны ли нынешние студенты?

– У студентов гражданская позиция в последнее время крепчает. Студенты не боятся писать письма в приемную президента, в правительство, могут обращаться через Интернет напрямую к министрам.

Ребята, которые получают образование в области обществоведения и, возможно, будут работать на государственной службе или в общественных организациях, активнее проявляют свою гражданскую позицию. На тех факультетах, где большая учебная нагрузка, например, у математиков, активность слабее, студентам некогда бороться за свои права.

Соглашусь с тем, что у студентов больше склонности к КВНам, увеселительным мероприятиям, а общественная работа их не особенно привлекает. Впрочем, это касается не только студентов.

Какие обязанности в вузе стоит отдать студентам?

– Кроме распределения стипендий, социальную сферу вообще. На мой взгляд, общежития должны существовать в некотором роде автономно от администрации вуза, т.е. студенты могли бы сами в них работать. Пункты питания тоже должны быть отданы студентам. Важно также развивать клубную деятельность, и, на мой взгляд, студенты сами в состоянии организовать свой досуг. Пока что студенты к этому не готовы, но хотелось бы к этому стремиться. Однозначно, «административное» собирание студенческих круглых столов, заседаний кружков и подобные мероприятия – это всего лишь видимость самоуправления, что, к сожалению, практикуется в некоторых вузах и не дает студентам полностью раскрыться.

Что Вас побуждает заниматься студентами? Как вы сочетаете общественную деятельность и научную работу?

– И преподавательская деятельность, и общественная работа для меня больше хобби, чем работа. Вы ведь знаете зарплаты преподавателей. Со студентами интересно, мне нравится быть в центре событий, в центре студенческой жизни.

Екатерина Боровикова

http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=42661