Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
В своей книге Йохан Г. Виссема утверждает, что, обретя в 1960-е годы большую массовость, университеты вступили в переходный период своего развития и в настоящее время должны трансформироваться в "университеты третьего поколения" ("ЗG-университеты"). В противном случае они рискуют оказаться в роли аутсайдеров...
Опираясь на свой опыт работы в ведущих исследовательских университетах в роли консультанта по инновациям, предпринимательству и коммерциализации, Виссема формирует концептуальную модель и характеризует 3G-университет как сеть учреждений, стоящих в центре международного технологического знания. Виссема дает следующее определение: «группа учреждений, созданных внутри или на базе университета и, зачастую, на территории университета, которые сотрудничают с университетом, с его преподавателями и научными работниками, а также друг с другом».
Перейти к модели ЗG-университета намного сложнее, чем просто стать «университетом предпринимательского типа», т.к. для этого необходимо фундаментальное изменение парадигмы деятельности университета: применение технологических знаний должно стать третьей основной задачей университета, наряду с учебной и научной деятельностью.
Книга подразделяется на три главы. Первая глава («На пути к университету третьего поколения») демонстрирует развитие университетов в исторической перспективе: от средних веков к «веку разума», опиравшемуся на гумбольдтианскую модель, а затем к современной «цифровой эре». В этой главе также подробно обрисовывается структура ЗG-университетов на примере таких знаменитых учебных заведений, как Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет, Кембриджский университет и Лёвенский католический университет, а также менее известных университетов, расположенных в Болгарии и Индонезии и находящихся на пути к модели ЗG-университета.
Центральная глава книги «Создание и применение технологии разработок» посвящена обзору последних тенденций в области НИОКР за пределами образовательного сектора, а также описанию инновационных предприятий, развивающихся при поддержке университетов (стартапы в области высоких технологий; малые предприятия, отпочковавшиеся от университетов и т.п.) и различных схем финансирования таких предприятий и их деятельности.
Третья глава книги под названием «Организация университета третьего поколения» содержит некоторые практические рекомендации, которые Виссема адресует руководителям университетов и представителям органов власти. Эти рекомендации касаются того, каким образом необходимо реорганизовать университетскую политику и управление университетом для того, чтобы перейти к модели ЗG-университета.
Завершают книгу два приложения, адресованные тем, кто непосредственно занимается коммерциализацией деятельности университета. Одно из них посвящено сущности инноваций и технического развития, а второе демонстрирует различные подходы к внедрению элементов предпринимательства в учебный процесс и учебные планы.
Виссема утверждает, что такие тренды, как рост глобализации и международной конкуренции, обретение фундаментальными и прикладными исследованиями междисциплинарной сущности, а также сокращение участия государства в управлении университетами и необходимость диверсификации потоков доходов, означают, что модель ЗG-университета является единственной моделью, при которой университеты смогут оставаться в авангарде научной деятельности.
ЗG-университет должен находиться в центре инновационного кластера, который стимулирует предпринимательскую деятельность и состоит из научно-исследовательских институтов, малых предприятий, а также финансовых и прочих учреждений, оказывающих различные услуги малым предприятиям и стартапам. Виссема полагает, что правительства стран по всему миру в настоящее время хотят видеть в университетах инкубаторы коммерческой деятельности, основанной на науке и технологии. В современной экономике, являющейся «экономикой знаний», университеты становятся инструментами экономического роста, тесно связанными с государственным и коммерческим сектором и финансируемыми в соответствии с механизмами трансфера технологий.
По мнению Виссемы, университеты второго поколения («2G-университеты») не способны создать вокруг себя «конвейер технологического знания» и лишь стремятся стать региональными научно-образовательными центрами, выполняющими «исследования под конкретный заказ», или, что еще хуже, являются просто учебными заведениями или университетами первого поколения. В то же время уже существует ряд университетов и компаний, которые формируют комплексные центры технологического знания, активно сотрудничающие друг с другом в приносящей доход деятельности.
Книга «На пути к университету третьего поколения: управление университетом в переходный период» написана доступным языком. При чтении книги явно заметен энтузиазм автора в отношении понятия ЗG-университета. Книга может оказаться весьма полезной для тех, кто работает в университетских управлениях по коммерциализации или занимается созданием таких управлений, а также для ученых и преподавателей, неравнодушно относящихся к вопросам коммерциализации в высших учебных заведениях. Книга также может быть интересна для потенциальных партнеров университетов, которым полезно будет узнать, как функционирует коммерциализация в контексте университетской деятельности.
Однако для тех, кто профессионально занимается изучением проблем высшего образования, книга, вероятно, покажется недостаточно полезной, так как основана на личном опыте автора по сотрудничеству с определенным рядом университетов, а следовательно, имеет ограниченную эмпирическую базу. Автор отмечает, что литературы по управлению и руководству в сфере высшего образования немного (стр.127), но при зтом не дает вообще никакого обзора такой литературы (например, таких важных книг, как Кларк, 1998; Шэтток, 2003; Браймен, 2007 и др.). Кроме того, руководители и менеджеры университетов, возможно, сочтут, что в книге мало новизны. Например, в начале 90-х в книге Гиббонса (1994) уже рассматривались новые способы производства знаний, и во многих странах мира новые модели «трансфера знаний» уже давно являются приоритетом. Книга Виссемы более серьезно опирается на источники в тех аспектах, которые касаются непосредственно менеджмента и финансовых вопросов, особенно в области инноваций, предпринимательской деятельности, управления интеллектуальной собственностью, венчурного капитала, инвесторов («бизнес-ангелов»).
Хотя эта книга была опубликована как раз в то время, когда университеты по всему миру сталкиваются с большим количеством социально-экономических проблем, далеко не однозначным является тот факт, что все университеты захотят рассматривать применение технологических знаний как одну из трех своих ключевых целей. Несмотря на то, что университеты становятся все более заинтересованными в альтернативных источниках дохода, многие из них, учитывая возросшую нестабильность на мировых финансовых рынках, могут отказаться от сдвигов в сторону применения знаний и вместо этого могут стремиться к поддержке своей учебной и научной деятельности за счет поиска источников государственного финансирования. Кроме того, многие университеты могут видеть свою третью цель в «работе на благо общества», а не в коммерциализации. Такая «работа на благо общества» может подразумевать целый ряд социально-экономических аспектов, отличных от производства экономически ценных знаний.
Концепция автора также предполагает иерархию высших учебных заведений, при которой ЗG-университеты мирового уровня находятся на вершине, университеты регионального значения - в середине, а университеты, занимающиеся исключительно профессиональной подготовкой студентов - в самом низу, однако не все университеты мира согласятся с такой градацией. Для мирового образовательного сектора характерно разнообразие миссий университетов, что позволяет университетам достигать успеха различными способами, в зависимости от контекста, в котором функционирует тот или иной университет. Хотя Виссема утверждает, что повсеместно признана необходимость развития университетов в направлении ЗG-модели, он предоставляет мало примеров. Кроме того, модель развития таких университетов, как Кембридж или Массачусетский технологический институт, зачастую вытекает из целого ряда местных и институциональных факторов...
Стив Вудфилд
Кингстонский университет, Лондон, Великобритания