Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Филоненко Виктор Иванович

+7(863) 218-40-00 доб. 21044; +7(8634) 68-08-90 доб. 21044

Звание: Доцент

Степень: Доктор социологических наук

Кафедра социальных технологий - Профессор

Днепровский, 116, корп. 3., а. 131

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/vfilonenko
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/vfilonenko

Дата начала общего стажа: 01.09.1966

Стаж по специальности (в годах): 47

Преподаваемые дисциплины:

  • Мониторинг социальной сферы
    Учебная дисциплина "Мониторинг социальной сферы" относится к Профессиональномк циклц ООП бакалавриата (направление обучения - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ). В ходе изучения дисциплины "Мониторинг социальной сферы" студенты, наряду с прочим, приобретают способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы современности, использовать в дальнейшем полученные знания и применять навыки методологии исследования в период прохождения производственной практики. Проблемы дисциплины "Мониторинг социальной сферы" рассматриваются в контексте ранее изученных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, профессионального цикла. Содержание дисциплины является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами профессионального цикла: "Теория социальной работы", "Правовое обеспечение социальной работы". Данная дисциплина является предшествующей для изучения таких дисциплин, как "Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе", "методы исследований в социальной работе". 4. Цель изучения дисциплины Целями освоения дисциплины являются "Мониторинг социальной сферы": • рассмотрение особенностей научно-исследовательского процесса в социальной работе с различными группами населения; • обобщение знаний в области исследовательской методологии, необходимого для выделения и описания проблемы; • формирование умения качественно осуществлять обзор научной литературы и первичный сбор данных для предварительного изучения проблемы; • формирование умения четко формулировать объект, предмет, цель и задачи исследования; • обобщение знаний основных методов проведения аналитической, прогнозной и мониторинговой работы; • ознакомление с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ и отчетов; • подготовка к выполнению и правильному оформлению выпускной квалификационной работы.
  • Социальное прогнозирование и проектирование
    Учебная дисциплина "Социальное прогнозирование и проектирование" относится к Профессиональному циклу ООП бакалавриата (направление обучения -; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ). В ходе изучения дисциплины "Социальное прогнозирование и проектирование" студенты, наряду с прочим, приобретают способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы современности, использовать в дальнейшем полученные знания и применять навыки методологии исследования в период прохождения производственной практики. Проблемы дисциплины "Социальное прогнозирование и проектирование" рассматриваются в контексте ранее изученных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, профессионального цикла. Логически и содержательно-методически дисциплина "Социальное прогнозирование и проектирование" взаимосвязана с курсами: "Социология молодежи" "введение в специальность", "Менеджмент в молодежной политике". Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной "Социальное прогнозирование и проектирование"- "Методы комплексного исследования молодежи в обществе", "Социокультурные процессы в молодежной среде". 4. Цель изучения дисциплины Целью учебной дисциплины является: формирование системы знаний о методологии и методике профессиональной деятельности по социальному прогнозированию и проектированию; развитие навыков применения технологии моделирования при научном обосновании важнейших социально значимых проблем и задач; овладение практикой использования полученных знаний и навыков при разработке социальных программ и планов. Основные задачи, реализующие эту цель: дать сущностные характеристики прогнозирования (формы реализации предсказания) и проектирования (формы реализации предсказания) в структуре научного предвидения и алгоритме социального управления; раскрыть технологические этапы и методы социального прогнозирования, стадии и инструментарий проектно-созидательной деятельности; охарактеризовать особенности развития социальных явлений и процессов (объектов социального прогнозирования).
  • Социология молодежи
    Учебная дисциплина "Социология молодежи" относится к Профессиональномк циклц ООП бакалавриата (направление обучения - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ). В ходе изучения дисциплины "Социология молодежи" студенты, наряду с прочим, приобретают способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы современности, использовать в дальнейшем полученные знания и применять навыки методологии исследования в период прохождения производственной практики. Проблемы дисциплины "Социология молодежи" рассматриваются в контексте ранее изученных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, профессионального цикла. Логически и содержательно-методически дисциплина "Социология молодежи" взаимосвязана с курсами: введение в специальность, возрастная психология, социальные технологии работы с молодежью. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной "Социология молодежи"- "Молодежные субкультуры", "Социальное прогнозирование и проектирование", "Социокультурные процессы в молодежной среде" 4. Цель изучения дисциплины Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в России оказывает серьезное влияние на положение и социальное развитие российской молодежи. Особую остроту ряда молодежных проблем обусловливает также особенность протекания этого возрастного периода в жизни человека. Научный анализ процессов формирования ценностно-нормативной системы молодежи, экономических, политических и социокультурных условий ее социализации имеет в современных условиях большое поле практического применения: при принятии решений в области государственной молодежной политики, программ социального развития и регуляции социального поведения этой возрастной группы. Социология молодежи является одной из активно развивающихся отраслей в современной социологии, здесь активно происходит поиск новых методических подходов к исследованиям и разработка теоретических парадигм. Именно этим продиктована необходимость изучения курса студентами-социологами, его место в учебном плане и логика построения курса. Таким образом, цель курса ; формирование системы знаний по теориям и методическим подходам к изучению молодёжи в рамках отраслевой социологии.
  • Методы исследования и квалитология в социальной работе
    Учебная дисциплина "Методы исследования и квалитология в социальной работе" относится к блоку 1 дисциплин обязательной части ООП и предназначена для студентов второго курса направления подготовки 39.03.02. "Социальная работа". Будущие социальные работники должны владеть системой знаний, умений и навыков научно-исследовательской деятельности, способностью самостоятельного выбора адекватных методов и средств исследования, разработки исследовательского инструментария; навыками группировки и анализа данных, разработки рекомендаций и выводов по результатам исследовательской деятельности. Данная дисциплина обладает значительными ресурсами формирования у студентов;социономов необходимых компетенций в области организации научных исследований в социальной работе и анализа результатов. Изучение данного курса опирается на знания и умения студентов в области широкого спектра социально-гуманитарных дисциплин, полученные в предыдущие годы обучения: в области методологии научного познания и философии, социологии, психологии, демографии, истории, теории и технологии социальной работы, проектирования, прогнозирования и моделирования, а также имеющиеся навыки учебной и научно-исследовательской деятельности. Цели дисциплины "Методы исследования и квалитология в социальной работе" - овладение студентами методологией и методикой организации, проведения, анализа прикладных исследований и использования результатов для разрешения проблем в сфере социальной работы Дисциплина "Методы исследования и квалитология в социальной работе" направлена на подготовку бакалавров к выполнению следующих задач профессиональной деятельности: • развитие понятийного аппарата студентов; • формирование знаний методологии и принципов научного познания, содержания теоретических и эмпирических, количественных и качественных, традиционных и нетрадиционных методов социальных измерений и исследований и способов их применения в социальной работе; • формирование моральной ответственности и готовности соблюдать этические требования при организации исследований в социальной работе • развитие интереса к научному поиску; • формирование способности выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований • развитие навыков хранения, переработки, управления информацией, работы с компьютером и информационно-коммуникационной сетью "Интернет" в соответствии со спецификой и потребностями социономической проблематики; • формирование способности использовать основные методы, способы и средства измерения, сбора данных, использования результатов и данных статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы; • формирование умений составлять программу и план исследования, выборку, исследовательский инструментарий, индексы и шкалы, осуществлять организацию исследования; • апробация навыков самостоятельного применения методов теоретических и эмпирических исследований в социальной работе, сбор, анализ данных; • развитие умений представления результатов научной и практической деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений

Дополнительная информация:

1948 г.р., окончил в 1974 г. филологический факультет Ростовского государственного университета, читает курсы "Социальное прогнозирование и проектирование","Социология молодежи" и "Методы исследования и квалитология в социальной работе".

Направление научных исследований:

  • Брачно-семейные отношения в современном мире;
  • Социология образования; 
  • Социализация и воспитание человека в современном мире; 
  • Социология молодежи.
  • Социальное самочувствие молодежи.
  • Формирование гражданских позиций и ценностных ориентаций российской молодежи в XXI веке.

Имеет свыше 600 научных и учебно-методических публикаций.

Член редколлегии электронного журнала "Гуманитарные и социальные науки", рецензируемого ВАК, а также "Общенационального научно-политического журнала "Власть" (включен в перечень ВАК).

Является руководителем Научно-методического центра социологических исследований Совета ректоров Ростовской области, а также Центра социально-политических исследований ЮФУ. Член методического Совета по проблемам молодой семьи Комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области. Имеет Благодарность Минобразования РФ, присвоено почетное звание "Почетный работник сферы образования Российской Федерации".

Основные публикации за последние 5 лет :

Статьи в журналах WoS и Scopus:

  1. Филоненко В.И., Магранов А.С., Киенко Т.С. Образ жизни и отношение к здоровью российских студентов // Социологические исследования. 2019. N 8. С. 164-166.

  2. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2020. N 1. С. 283;301.

  3. Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Оценка городской визуальной среды жителями южно-российских городов // Социологические исследования. 2020. N 7. С. 155-159.

  4. Филоненко В. И., Магранов А. С. Образ Великой Отечественной войны в представлениях современного российского студенчества // Социологические исследования. 2021. N 5. С. 148-149.

  5. Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Город и "городское": тождество и различие // Регионология. 2022. Т. 30, N1. С. 204 ; 225.

  6. Филоненко В. И., Магранов А. С. О социальном самочувствии студенчества современной России // Социологические исследования. 2024. N 1. С. 162-164.

Монографии:

  1. Здоровый образ жизни студенческой молодежи: проблемы и перспективы развития и совершенствования: монография / Под общ. ред. В.И. Филоненко; Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. ; 282 с.
  2. Филоненко В.И., Штомпель О.М. Репрезентации студенческой культуры в транзитивном обществе: монография; Южный федеральный университет; под общ. ред. проф. В.И. Филоненко. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. ; 208 с.
  3. Ценность города и ценности горожан: монография / Южный федеральный университет; [под общ. ред. Л.А. Штомпель]. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 ; 304 с.
  4. Историческая память о Великой Отечественной войне в процессе социализации студентов Ростовской области (по материалам социологических исследований 2012-2020 гг.): монография: в 2 т. / под общ. ред. В.И. Филоненко. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета.  Т.1. ; 2021. ; 316 с. 
  5. Историческая память о Великой Отечественной войне в процессе социализации студентов Ростовской области (по материалам социологических исследований 2012 ; 2020 ; 2022 ; 2023 гг.): монография: в 2 т. / под общ. ред. В.И. Филоненко. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета.  Т.2. ; 2023. ; 332 с.

Статьи в журналах из перечня ВАК:

  1. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Роль школы в формировании гражданской активности студенческой молодежи вузов Дона // Власть. 2019. Т. 27. N 1. С. 96-103. 
  2. Щербакова Л.И., Филоненко В.И. Деятельный патриотизм как фактор творческого развития российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности: противоречия формирования // Власть. 2019. Том. 27. N 1. С. 112-119.
  3. Филоненко В. И., Киенко Т. С. Социальные ценности и проблемы здоровьесбережения студенческой молодежи // Власть. 2019. Том. 27. N 2. С. 164-170.
  4. Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Социальная загрязненность городской среды как фактор ее деградации // Власть, 2019. Том. 27. N 6. C. 87-96.
  5. Магранов А.С., Коршунова Д.А., Филоненко В.И. Влияние качества аудиовизуальной среды города на формирование ценностных установок молодежи. Часть 2 // Власть. 2020. Том. 28. N 1. С. 139-144.
  6. Филоненко В. И., Магранов А. С. Представления современных студентов о роли СССР в победе в Великой Отечественной войне: опыт социологического исследования // Власть. 2021. Том 29. N 6. С. 218-222.
  7. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С., Понеделков А.В. Образ ВОВ у студентов вузов в зависимости от типа оконченной общеобразовательной школы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. N2. С. 65-69.
  8. Филоненко В.И., Магранов А.С., Понеделков А.В., Попов М.Ю. Особенности формирования образа России в представлениях современного российского студенчества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2023. N 1. С. 183-187.