Мирошниченко Оксана Сергеевна
Дата начала общего стажа: 01.09.1995
Стаж по специальности (в годах): 28
Преподаваемые дисциплины:
-
Теория литературы и основы литературоведческого анализа
Назначение курса: дать студентам систему понятий, создающих целостное научное представление о литературе, её законах, функциях, отношении к действительности, структуре и главных формах и факторах её развития, познакомить учащихся с основными концепциями словесно-художественного творчества и их методологическими принципами. Курс призван сформировать основной понятийный аппарат литературоведа, развить понимание специфики науки о литературе, ее предмета - литературно-художественного произведения, сформировать навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
-
Теория литературы (продвинутый этап)
Назначение дисциплины:
1) дать студентам целостное представление о художественной литературе, её эстетической природе, отношении к действительности, содержании, форме, строении, назначении, развитии, связи с культурой, обществом, историей, различными сферами духовной жизни человека;
2) познакомить студентов с историей теоретического осмысления проблемы сущности искусства и литературы и их основных категорий, а также с ведущими парадигмами развития теории литературы;
3) ввести студентов в проблематику современной теории литературы, показать её роль в различных видах литературоведческой, образовательной, культурно-практической деятельности;
4) пробудить у студентов интерес к теоретическим вопросам литературоведения, развить у них желание и умение самостоятельно и творчески размышлять о них, теоретически осмыслять современный литературный процесс;
5) помочь учащимся овладеть системой литературно-теоретических понятий, относящихся к разным сторонам и связям поэтического творчества, и закрепить навык использования их в практике анализа и интерпретации словесно-художественных текстов;
6) углубить, расширить и систематизировать знания о различных концепциях строения, основных элементах и компонентах литературного произведения; совершенствовать умения и навыки анализа и интерпретации литературно-художественных творений;
7) способствовать развитию у студентов исторического взгляда на литературу и её основные категории.
-
Практикум по поэтике лирического произведения
Цель дисциплины: получение систематической стиховедческой и лириковедческой подготовки студентами-филологами, овладение специфическими навыками литературоведческой аналитико-интерпретационной работы с текстами лирических произведений.
Задачи дисциплины:
1) сформировать системные представления о понятиях и терминологии стиховедения;
2) закрепить представления о смысловых функциях стиховых факторов;
3) познакомить с принципами построения лирических стихотворных произведений;
4) дать представление о специфике компонентов художественного мира лирических произведений;
5) развить навык анализа отдельных компонентов лирических произведений;
6) показать основные принципы целостного анализа лирического произведения;
7) научить технике "пристального чтения" стихотворений;
8) выработать умение анализировать лирическое произведение как целое.
-
Методология отечественного литературоведения
Цель изучения дисциплины: сформировать у слушателей представление об основных этапах и механизмах приращения знания в сфере эстетических и теоретико-литературных представлений, о закономерностях, исторических моделях и методологических парадигмах отечественного литературоведения 19-21 вв.
Задачи освоения дисциплины:
содействовать формированию навыков критического анализа современных теорий литературного произведения;
сформировать понимание природы литературного феномена в единстве его онтологического и функционального своеобразия;
выработать активное владение навыками аналитического описания и толкования произведения в рамках определенной методологии;
с учетом усвоенного опыта сформировать у обучающихся профессиональные возможности продуцировать новые идеи и представления, способность свободно и осознанно пользоваться понятийным аппаратом;
пробудить у слушателей понимание значимости отечественной теории литературы, внесшей и вносящей огромный вклад в мировое литературоведение.
-
Введение в аналитику художественного
Дисциплина "Введение в аналитику художественного" призвана развить понимание специфики литературы как вида искусства, литературно-художественного произведения, сформировать у будущих журналистов навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
Цель дисциплины - подготовить студентов к работе с художественными текстами путем эффективного использования теоретических литературоведческих знаний. Назначение курса - дать студентам систему понятий, создающих целостное представление о литературе, её законах, функциях, отношении к действительности, структуре и главных формах и факторах её развития, познакомить с принципами анализа и интерпретации литературно-художественных творений. Курс призван развить понимание специфики искусства в целом и в частности - литературно-художественного произведения, сформировать навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
Задачи дисциплины:
1) обозначить специфику литературы как вида искусства;
3) дать представление о системе литературоведческих понятий и терминов;
6) показать основные принципы анализа литературного произведения; научить анализировать отдельные компоненты и элементы литературного произведения;
7) ознакомить с родово-жанровой спецификой литературно-художественных произведений;
8) выработать умение анализировать литературное произведение как целое;
9) познакомить с основными закономерностями развития литературы и понятиями, описывающими специфику литературного процесса. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции и семинарские занятия.
Программой дисциплины предусмотрены проектные задания, эссе, индивидуальные письменные задания, коллективные анализы литературных произведений, дискуссии.
Дополнительная информация:
Окончила Ростовский государственный университет в 1995 году по специальности "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы".
С января 1996 года работает на кафедре теории и истории мировой литературы РГУ/ЮФУ (с мая 2023 г. - кафедра отечественной и зарубежной литературы).
Кандидатскую диссертацию защитила в 2001 году в Московском педагогическом государственном университете. Тема: "Поэтика современной метапрозы", научная специальность: 10.01.08 - теория литературы. Текстология.
В 2008 присвоено ученое звание доцента.
Преподает дисциплины теоретико-литературного цикла: "Теория литературы и основы литературоведческого анализа", "Теория литературы", "Историческая поэтика и современная теория литературы", "Практикум по поэтике лирического произведения", "Введение в аналитику художественного", "Методология отчественного литературоведения".
Автор более 50 научных и учебно-методических публикаций.
Область научных интересов - историческая поэтика русского романа, историческая поэтика лирических жанров.
В 2008-2013 гг. - заместитель декана факультета филологии и журналистики, в 2013- 2015 гг. - заместитель директора Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации по магистратуре.
C сентября 2015 года - главный ученый секретарь Южного федерального университета.
Некоторые публикации:
- От слова к молчанию: "Преподаватель симметрии" А. Битова как постмодернистский вариант романа о художнике // Филологический вестник РГУ. 1997, N 1.
- Пушкин и мифология русской культуры в прозе А. Битова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 1999, N 2.
- Битов А. Г. (словарная статья) // Русские писатели, ХХ век: биогр. словарь: А-Я / сост. И. О. Шайтанов. М., Просвещение, 2009.
- Воспоминание как привидение: о пограничной зоне элегии и баллады // Известия ЮФУ. Филологические науки. Ростов-на-Дону, N1, 2011 (в соавторстве с В. И. Козловым). https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/384/382
- Жанровое мышление поэта Юрия Живаго // Новый филологический вестник. Москва, РГГУ, N 4, 2012 (в соавторстве с В. И. Козловым). http://slovorggu.ru/2012_4/23.pdf
- Стихотворение Б. Пастернака "Август" как пространство жанровой борьбы // Известия ЮФУ. Филологические науки. Ростов-на-Дону, N4, 2012. https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/446/443
- Идиллический "ключ" к поэзии М.Ю. Лермонтова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. N 4. С. 12-25 (в соавторстве с В. И. Козловым). https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/747/75
- Жанровое самообретение Олега Чухонцева // Вопросы литературы. Москва, 2015. N 5. С. 89-117 (в соавторстве с В. И. Козловым). https://voplit.ru/article/zhanrovoe-samoobretenie-olega-chuhontseva/
- Жанровое мышление неканонической лирики (научная монография: в соавтростве с В.И. Козловым). Ростов-на-Дону. Изд. ЮФУ, 2015 г. - 218 с. https://hub.sfedu.ru/repository/material/800757307/
- Оживление мертвой головы. Николаева О. Средиземноморские песни, среднерусские плачи: Книга стихов. // Prosōdia. 2019. N 11. С. 16-20. https://magazines.gorky.media/prosodia/2019/11/ozhivlenie-mertvoj-golovy.html
Русский поэтический канон глазами читателя // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. N 3. С. 72-83 (в соавторстве с В. И. Козловым). http://www.pi-journal.com/index.php/pii/article/view/370/393
Русское стиховедение о границах стиха и прозы // Prosōdia. Медиа о поэзии. 14.02.2023. https://prosodia.ru/catalog/shtudii/russkoe-stikhovedenie-o-granitsakh-stikha-i-prozy/
Обретение событийности в русской неканонической идиллии // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. No 1. С. 36-52 (в соавторстве с В. И. Козловым). http://www.pi-journal.com/index.php/pii/article/view/397/416
Миг как мир: о жанровой поэтике лирической миниатюры в русской поэзии неканонической эпохи // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2024. Т. 9. No 1. С. 20-39. https://www.pi-journal.com/index.php/pii/article/view/453/482
Жанр скорее жив: ода в современной русской поэзии // Вопросы литературы. 2024. N 5. С. 40-60. (в соавторстве с В.И. Козловым). https://voplit.ru/article/zhanr-skoree-zhiv-oda-v-sovremennoj-russkoj-poezii/