Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Мирошниченко Оксана Сергеевна

+7(863) 218-40-00 доб. 10025; +7(8634) 68-08-90 доб. 10025

Звание: Доцент

Степень: Кандидат филологических наук

Секретариат ученого совета - Главный ученый секретарь

Кафедра отечественной и зарубежной литературы - Доцент

Pекторат - Главный ученый секретарь

Б. Садовая, 105, а. 201.; Университетский, 93, а. 8

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/osmiroshnichenko
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/osmiroshnichenko

Дата начала общего стажа: 01.09.1995

Стаж по специальности (в годах): 28

Преподаваемые дисциплины:

  • Теория литературы и основы литературоведческого анализа
    Назначение курса: дать студентам систему понятий, создающих целостное научное представление о литературе, её законах, функциях, отношении к действительности, структуре и главных формах и факторах её развития, познакомить учащихся с основными концепциями словесно-художественного творчества и их методологическими принципами. Курс призван сформировать основной понятийный аппарат литературоведа, развить понимание специфики науки о литературе, ее предмета - литературно-художественного произведения, сформировать навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
  • Теория литературы (продвинутый этап)
    Назначение дисциплины: 1) дать студентам целостное представление о художественной литературе, её эстетической природе, отношении к действительности, содержании, форме, строении, назначении, развитии, связи с культурой, обществом, историей, различными сферами духовной жизни человека; 2) познакомить студентов с историей теоретического осмысления проблемы сущности искусства и литературы и их основных категорий, а также с ведущими парадигмами развития теории литературы; 3) ввести студентов в проблематику современной теории литературы, показать её роль в различных видах литературоведческой, образовательной, культурно-практической деятельности; 4) пробудить у студентов интерес к теоретическим вопросам литературоведения, развить у них желание и умение самостоятельно и творчески размышлять о них, теоретически осмыслять современный литературный процесс; 5) помочь учащимся овладеть системой литературно-теоретических понятий, относящихся к разным сторонам и связям поэтического творчества, и закрепить навык использования их в практике анализа и интерпретации словесно-художественных текстов; 6) углубить, расширить и систематизировать знания о различных концепциях строения, основных элементах и компонентах литературного произведения; совершенствовать умения и навыки анализа и интерпретации литературно-художественных творений; 7) способствовать развитию у студентов исторического взгляда на литературу и её основные категории.
  • Практикум по поэтике лирического произведения
    Цель дисциплины: получение систематической стиховедческой и лириковедческой подготовки студентами-филологами, овладение специфическими навыками литературоведческой аналитико-интерпретационной работы с текстами лирических произведений. Задачи дисциплины: 1) сформировать системные представления о понятиях и терминологии стиховедения; 2) закрепить представления о смысловых функциях стиховых факторов; 3) познакомить с принципами построения лирических стихотворных произведений; 4) дать представление о специфике компонентов художественного мира лирических произведений; 5) развить навык анализа отдельных компонентов лирических произведений; 6) показать основные принципы целостного анализа лирического произведения; 7) научить технике "пристального чтения" стихотворений; 8) выработать умение анализировать лирическое произведение как целое.
  • Методология отечественного литературоведения
    Цель изучения дисциплины: сформировать у слушателей представление об основных этапах и механизмах приращения знания в сфере эстетических и теоретико-литературных представлений, о закономерностях, исторических моделях и методологических парадигмах отечественного литературоведения 19-21 вв. Задачи освоения дисциплины: содействовать формированию навыков критического анализа современных теорий литературного произведения; сформировать понимание природы литературного феномена в единстве его онтологического и функционального своеобразия; выработать активное владение навыками аналитического описания и толкования произведения в рамках определенной методологии; с учетом усвоенного опыта сформировать у обучающихся профессиональные возможности продуцировать новые идеи и представления, способность свободно и осознанно пользоваться понятийным аппаратом; пробудить у слушателей понимание значимости отечественной теории литературы, внесшей и вносящей огромный вклад в мировое литературоведение.
  • Введение в аналитику художественного
    Дисциплина "Введение в аналитику художественного" призвана развить понимание специфики литературы как вида искусства, литературно-художественного произведения, сформировать у будущих журналистов навыки анализа и интерпретации литературного произведения. Цель дисциплины - подготовить студентов к работе с художественными текстами путем эффективного использования теоретических литературоведческих знаний. Назначение курса - дать студентам систему понятий, создающих целостное представление о литературе, её законах, функциях, отношении к действительности, структуре и главных формах и факторах её развития, познакомить с принципами анализа и интерпретации литературно-художественных творений. Курс призван развить понимание специфики искусства в целом и в частности - литературно-художественного произведения, сформировать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. Задачи дисциплины: 1) обозначить специфику литературы как вида искусства; 3) дать представление о системе литературоведческих понятий и терминов; 6) показать основные принципы анализа литературного произведения; научить анализировать отдельные компоненты и элементы литературного произведения; 7) ознакомить с родово-жанровой спецификой литературно-художественных произведений; 8) выработать умение анализировать литературное произведение как целое; 9) познакомить с основными закономерностями развития литературы и понятиями, описывающими специфику литературного процесса. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции и семинарские занятия. Программой дисциплины предусмотрены проектные задания, эссе, индивидуальные письменные задания, коллективные анализы литературных произведений, дискуссии.

Дополнительная информация:

Окончила Ростовский государственный университет в 1995 году по специальности "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы".

С января 1996 года работает на кафедре теории и истории мировой литературы  РГУ/ЮФУ (с мая 2023 г. - кафедра отечественной и зарубежной литературы).

Кандидатскую диссертацию защитила в 2001 году в Московском педагогическом государственном университете. Тема: "Поэтика современной метапрозы", научная специальность: 10.01.08 - теория литературы. Текстология.

В 2008 присвоено ученое звание доцента.

Преподает дисциплины теоретико-литературного цикла: "Теория литературы и основы литературоведческого анализа", "Теория литературы", "Историческая поэтика и современная теория литературы", "Практикум по поэтике лирического произведения", "Введение в аналитику художественного", "Методология отчественного литературоведения".

Автор более 50 научных и учебно-методических публикаций.

Область научных интересов - историческая поэтика русского романа, историческая поэтика лирических жанров.

В 2008-2013 гг. - заместитель декана факультета филологии и журналистики, в 2013- 2015 гг. - заместитель директора Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации по магистратуре. 

C сентября 2015 года - главный ученый секретарь Южного федерального университета.

Некоторые публикации: