08.06.2023

Как открытия ученых ЮФУ помогают узнать больше о Мировом океане

08.06.2023

8 июня — Всемирный день океанов. Этот день напоминает каждому о важной роли, которую играют океаны в нашей жизни.

Мировой океан — это источник всей жизни на Земле, неотъемлемая часть процесса устойчивого развития и важный объект научных исследований. Ученые со всего мира изучают водные объекты, наблюдая за флорой и фауной нашей планеты, совершают множество прорывных открытий.

В Южном федеральном университете, в Институте наук о Земле коллективы кафедр «физической географии, экологии и охраны природы» и «океанологии» ежегодно занимаются изучением различных вопросов, связанных с проблемами Мирового океана.

Ученые ЮФУ применяют современные технологии и методы для изучения различных водных объектов. Денис Кривогуз, молодой ученый, постдок и ведущий научный сотрудник кафедры океанологии ЮФУ, стремится применить современные технологии в океанологии, чтобы получить новые знания о природе и её  взаимодействии с человеческой деятельностью. Его исследования особенно созвучны теме Дня в 2023 году — «Планета Океан: Времена меняются». В работе молодого ученого сейчас несколько проектов. Ученый проводит анализ и прогноз изменений землепользования на Керченском полуострове с 1990 по 2030 годы, с учетом влияния изменения климата и увеличения антропогенной нагрузки на окружающую среду. Исследование поможет получить углубленное понимание воздействия изменения климата и антропогенной деятельности на экосистемы полуострова, а также позволит разработать более эффективные стратегии устойчивого землепользования и адаптации к будущим изменениям.

Денис Кривогуз также занимается важным проектом по мониторингу площадей водных объектов на Керченском полуострове. Цель этого исследования в систематическом отслеживании и анализе изменения в гидрологической системе полуострова, включая озера, реки и болота.  Используя современные геоинформационные технологии и спутниковые данные, Денис разрабатывает методы автоматизированного обнаружения и классификации водных объектов на основе их характеристик и динамики. Он создает высокоточные карты, которые позволяют отслеживать изменения размеров и состояния водных ресурсов во времени.

Кроме того, молодой ученый активно участвует в проекте по мониторингу зарастания водных объектов тростником южным в водоемах Краснодарского края и дельты реки Дона. Этот проект имеет большое значение для изучения и понимания изменений в экосистемах и биоразнообразии региона.

С помощью передовых методов искусственного интеллекта, включая нейронные сети, Денис разрабатывает алгоритмы и модели для автоматического обнаружения и классификации зарастания водных объектов на основе анализа спутниковых изображений и геопространственных данных. Это позволяет получать объективную информацию о распространении и динамике тростника в водных экосистемах. Также Денис разрабатывает систему детекции объектов в подводной среде разработка системы детекции объектов в подводной среде.

«Применение современных технологий и методов в изучении водных объектов открывает перед нами огромные возможности для более глубокого и точного понимания водных ресурсов и их взаимосвязи с окружающей средой. Эти инновационные инструменты позволяют нам принимать более обоснованные решения в области охраны окружающей среды, управления водными ресурсами и адаптации к изменению климата. Они также открывают новые возможности для устойчивого использования и сохранения водных объектов в интересах будущих поколений», — рассказал Денис Кривогуз.

Кроме того, коллектив ученых под руководством доктора географических наук, заведующего кафедрой физической географии, экологии и охраны природы Института наук о Земле ЮФУ Юрия Федорова исследует географические и геохимические условия, которые контролируют в аквальных ландшафтах концентрации и потоки восстановленных газов. Работа ученых была поддержана грантом РНФ в 2022 году.

«На первом этапе проведены масштабные экспедиционные и экспериментальные исследования в водных объектах Азово-Черноморского бассейна. Выполнена классификация аквальных ландшафтов по шести таксономическим уровням (природные или техногенные ландшафты, видовой состав и продуктивность растительного сообщества, окислительно-восстановительная обстановка, минерализация/соленость и основные ионы, геоморфологические особенности и тип донных отложений). Эти исследования имеют фундаментальное и прикладное значение, поскольку в дальнейшем позволят лучше понять роль восстановленных газов как предикторов экологического состояния аквальных ландшафтов, а также взаимовлияние их сочетанной генерации на эмиссию метана в атмосферу Земли», - рассказал Юрий Федоров.

Также научные сотрудники кафедры физической географии, экологии и охраны природы регулярно проводят экспедиции, специализирующиеся на исследовании поведения вещества природного и антропогенного происхождения во внутриконтинентальных морях, разработке изотопных и гидрохимических критериев оценки экологического состояния водных экосистем, идентификации источников загрязнения на границе раздела природных сред и в зонах смешения речных и морских вод.

Под руководством академика РАН, заместителя президента РАН Геннадия Матишова, по совместительству профессора кафедры океанологии ИНОЗ ЮФУ – базовой кафедры ЮНЦ РАН, проводятся исследования, специализирующиеся на формировании опасных береговых процессов и социально-экономических последствий их проявлений. Также учеными изучены закономерности и условия формирования опасных явлений в береговой зоне Азовского моря под влиянием гидрометеорологических и антропогенных факторов и разработаны методы мониторинга и прогнозирования абразионных и оползневых процессов.

Ежегодно студенты ЮФУ проходят практику по изучению различных водных объектов Ростовской области и других регионов нашей страны.

Двери Института наук о Земле Южного федерального университета всегда открыты для всех, кто хочет стать частью научного сообщества и изучать этот удивительный мир! Студентов — будущих океанологов, гидрологов готовят на кафедре океанологии и кафедре физической географии, экологии и охраны природы.

Автор: Загутина А.М.