Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
18.10.2024

У каждого возраста своя книга, у каждого поколения своя Алиса: как правильно читать Кира Булычёва

18.10.2024

18 октября исполняется 90 лет со дня рождения Кира Булычёва, советского писателя-фантаста, драматурга, сценариста, переводчика и историка. Как приключения Алисы Селезнёвой стали одним из стержней советской поп-культуры и какие ещё книги автора достойны внимания, рассказывает филолог Южного федерального университета.

В 1982 году лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты» становится писатель, который публикуется под псевдонимом Кир Булычёв. Каково же было удивление учёных из Института востоковедения Академии наук СССР, когда награда оказалась в руках их коллеги, доктора исторических наук Игоря Можейко.

 

В научных кругах его знали как серьезного ученого и преподавателя, автора научных трудов по истории Юго-Восточной Азии и публицистических очерков в журналах «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». Игорь Всеволодович был уверен, что занятие беллетристикой, тем более научной фантастикой, в академической среде сочтут недостойным и несерьезным. Но и не писать он не мог, поэтому придумал себе альтернативную личность — псевдоним, составленный из девичьей фамилии матери и имени супруги Киры. В результате именно Кир Булычёв вошёл в историю отечественной литературы.

 

 

Доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Анна Подковальникова рассказала, что творчество Булычёва вышло далеко за пределы исключительно детской и юношеской литературы, став феноменом «советской поп-культуры».

 

«На практических занятиях, когда студенты оказываются не очень точны в формулировках, я всегда вспоминаю фразу Громозеки из «Тайны Третьей Планеты»: «Я же просил 400 капель валерьянки, а здесь 402». Ещё чаще в голову приходит сакраментальное «Ну, что у нас плохого», принадлежащее капитану Зеленому из того же мультфильма. Эти цитаты всплывают в голове сами собой», — поделилась Анна Подковальникова.

 

 

Первый свой рассказ «Маунг Джо будет жить» Игорь Можейко опубликовал в 1961 году в «Московском комсомольце» под своим настоящим именем. Кир Булычёв появился в 1965 году, когда был готов цикл рассказов «Девочка, с которой ничего не случится» — первое произведение из серии про Алису Селезнёву, совмещающее реалии сказки и научной фантастики и ориентированное на детей младшего школьного возраста. Авторский подзаголовок звучал так: «Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные её отцом».

 

«В нашей семье родилась дочка. Её назвали Алисой. Алиса росла, и вот она научилась читать. И тогда я подумал: а что же она будет читать?.. Нашим детям жить в двадцать первом веке, летать к звёздам, открывать новые планеты, но что они будут читать, когда узнают всё про Бабу Ягу и Кащея? Может, они ничего не будут читать? Будут смотреть видео, жевать «сникерс» и обойдутся без книжек? С этим я не согласился и решил попробовать написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке», — вспоминал Кир Булычёв.

 

 

Книги из цикла про Алису автор писал на протяжении нескольких десятилетий, последняя повесть «Алиса и Алисия» вышла в 2003 году, незадолго до смерти писателя. Мостиком между советским настоящим и булычёвским будущим стала повесть 1975 года «Сто лет тому вперед» и снятый на её основе 5-серийный фильм «Гостья из будущего». После его выхода на экраны Алиса Селезнёва стала кумиром советских школьников.

 

«В 1985 году мне было 10 лет: фактически Коля Герасимов и Алиса Селезнёва были моими ровесниками. Это в значительной степени способствовало мгновенной и абсолютной вовлеченности в историю, разворачивающуюся на экране. К тому же, я была уже подготовленным зрителем, читала детскую фантастику Аматуни, уже начинала интересоваться Беляевым. Не знаю, после первой же серии это случилось или проявлялось постепенно, но мы с моими одноклассниками все время говорили об этом фильме, о героях, обсуждали робота Вертера, мир будущего. Я была даже немного влюблена в слегка безалаберного, но героического Колю Герасимова. Увлекшись этой историей, я прочитала и другие произведения Кира Булычёва. Однако, по правде сказать, эффект, сопоставимый с «Гостьей из будущего», на меня произвел только его роман «Поселок», — рассказала Анна Подковальникова.

 

 

Она добавила, что хоть цикл про Алису Селезнёву и является самым объёмным, в творчестве автора 52 книги, он всё же не единственный. Девять произведений относятся к циклу, где герой — врач Владислав Павлыш с космического судна «Сегежа», в восьми томах выходили рассказы и повести Булычёва о вымышленном городе Великий Гусляр, эдакий Великий Устюг, постоянно посещаемый инопланетянами. Есть восемь произведений про детективов интергалактической полиции, два — про агента Космофлота Андрея Брюса, а также множество внецикловых повестей и романов.

 

«Юному читателю лучше предложить сборник «Девочка, с которой ничего не случается», и, возможно, это станет началом любви на всю жизнь, и ребенок с упоением прочитает весь цикл про Алису. В подростковом возрасте будет интересно прочитать роман «Поселок» или повесть «Подземелье ведьм». В более зрелом возрасте будут интересны истории про Великий Гусляр», — объяснила Анна Подковальникова.

 

Раскрытие личности писателя никак не навредило ни научной, ни литературной карьере: поклонники научно-популярных статей Игоря Можейко, наоборот, открыли для себя прекрасного фантаста, а читатели книг Булычёва — выдающегося историка. В 2002 году автор был посвящен в кавалеры «Ордена рыцарей фантастики». Он также был членом Творческого Совета журналов о научной фантастике «Полдень. XXI век» и «Если».

 

 

«Есть то, что роднит книги Булычёва. В большинстве из них он размышляет о цивилизации и дикости, о природе человека. О том, как в каждом из нас идет постоянное сражение между варварством и культурой. Битва эта вечная и не затихает никогда. Стоит устать, опустить на минуту руки, и дикарь победит. Хитрый, жестокий, жадный, беспощадный, он только и ждет своего часа, чтобы выйти на поверхность. Но я люблю Булычёва за то, что в его книгах побеждает вера в Человека, достаточно сильного, чтобы обуздать своего внутреннего дикаря», — подытожила Анна Подковальникова.

 

В 2024 году на больших экранах вышел фильм «Сто лет тому вперед», и дети XXI века открыли для себя персонажей Булычёва. По словам Анны Сергеевны, нет причин критично относиться к переосмыслению сюжета: ни один драматург не пишет свою пьесу для одной-единственной постановки, каждый режиссер имеет право на свое прочтение хорошо известного сюжета. У каждого поколения своя Алиса Селезнёва.

 

Автор текста: Алексей Романенко, ред. Молоткова О.А.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/76198

Дополнительные материалы по теме