В рамках проекта «Науки о семье» ректор ЮФУ побеседовала с кандидатом психологических наук, завкафедрой организационной и прикладной психологии образования Академии психологии и педагогики ЮФУ Светланой Жолудевой
Цикл публикаций «Науки о семье» продолжает беседа доктора экономических наук, ректора Южного Федерального Университета Инны Константиновны Шевченко и доцента, кандидата психологических наук, заведующей кафедрой организационной и прикладной психологии образования Академии психологии и педагогики ЮФУ Светланы Васильевны Жолудевой.
- Первая летняя беседа нашего цикла посвящена психологии, и это неслучайно: в Южном федеральном университете одна из ведущих в нашей стране школ в области психологии, социальной психологии, психологии личности и, конечно, психологии семьи и семейного консультирования. И сейчас, во время работы приемной комиссии, мы видим, какой большой интерес к направлению психологии есть у абитуриентов.
Традиционно в нашем проекте мы начинаем с понятия «семья» в той дисциплине, в которую погружаемся. «Так что же такое семья в психологии?» — говорит ректор ЮФУ Инна Константиновна Шевченко.
- Семья – одна из фундаментальных базовых категорий в психологии. Семья — это первое, с чем знакомится человек. Он по умолчанию воспринимает родителей, близких родственников, братьев, сестер как значимых людей.
В семье человек приобретает самые важные качества – он социализируется. Конечно, понятие «семья» трансформируется со временем: если мы возьмём 60-70-е годы, то семья рассматривалась как «малая группа», сейчас семья рассматривается как «система», то есть в приоритете системный подход к взаимосвязям родственных, брачных, супружеских, детско-родительских связей. Как мы строим отношения с противоположным полом, как решаем конфликты, как вступаем во взаимоотношения, как добиваемся или не добиваемся успеха – все это закладывают образцы семейной системы, - отвечает кандидат психологических наук, заведующая кафедрой организационной и прикладной психологии образования Академии психологии и педагогики ЮФУ Светлана Васильевна Жолудева.
- Мы помним из советского детства, что семья – ячейка общества. Сегодня она, эта ячейка, остается? Какие функции семья выполняет в обществе? – задает вопрос ректор ЮФУ.
- Не поверите, но студенты в начале курса «Психология семьи» всегда дают именно это определение, «семья – ячейка общества». Всегда спрашиваю, откуда они его знают, оказывается, из курса обществознания.
Да, с точки зрения общества семья остается его ячейкой, как та структура, которая помогает социализироваться человеку, приобрести соответствующий опыт, выстроить отношения. Но с точки зрения психологии семья выполняет уже другие функции. На первый план в современном мире выходит не социальная функция, а функция удовлетворения личных потребностей человека. Так, мы повторили исследование, которое было проведено в 1968 году, затем его делали в 2000-м, и сейчас мы, приурочив к Году семьи, повторили его на наших студентах. И вот что получилось: если на первый план в 68-м и даже 2000-м году выходили такие функции как воспитание детей, материальное обеспечение, то сейчас потребности молодых людей больше выражены в таких составляющих как психотерапевтическая функция семьи, организация досуга и самореализация. Происходит, пожалуй, изменение внутренней структуры не самого понятия, а ранжирование тех функций и тех потребностей, которые человек удовлетворяет в семье, - объясняет кандидат психологических наук, заведующая кафедрой организационной и прикладной психологии образования Академии психологии и педагогики ЮФУ.
- А что такое «терапевтическая функция семьи»? - уточняет Инна Константиновна Шевченко.
- Психотерапевтическая функция семьи – то, насколько человек может раскрыться в семье, рассказать о своих переживаниях, трудностях. Сейчас, когда молодые люди создают семьи, они ориентируются в первую очередь на личностные качества партнера. То есть это не совместное выполнение социальных функций, а скорее совместное развитие.
- Что происходит с семьей в XXI веке и какие у этих изменений последствия?
- В 2000 году появилось много научных статей, где заявляли, что семьи больше не будет, у семьи кризис, и семья как институт существовать в новом веке не будет. Сегодня у нас 2024 год, семья по-прежнему существует в привычном нам виде. Да, сейчас есть разные типы семьи: традиционная и эгалитарная семья. Традиционная – где в большей степени поддерживается традиционное распределение семейных функций, за мужчиной закреплены мужские функции (заработок), за женщиной – женские (воспитание детей, работа по дому). Эгалитарная семья предполагает более равное распределение функций, в первую очередь с точки зрения интересов, возможностей и потребностей партнера. То есть неважно, кто будет готовить, неважно, кто будет зарабатывать деньги – это будет делать тот, у кого это лучше получается.
Но интересно, что модель эгалитарной семьи чаще выбирают молодые люди без детей, а вот если проводить опрос семейных пар более старшего возраста, у которых уже есть дети, то они склоняются к традиционным моделям распределения ролей.
- Вы затронули возрастные представления о семье, и у меня возник следующий вопрос: мы все стремимся к увеличению продолжительности жизни. И, раз семья переживает несколько этапов – «молодежный», так его назовем, затем мы воспитываем детей, то есть выполняем ту функцию, которую традиционно отводится семье, потом дети вырастают. И, учитывая, что продолжительность жизни сейчас выше, чем каких-то сто лет назад, что происходит дальше? Ведь впереди остается целый этап жизни! – отмечает Инна Константиновна Шевченко.
- Если говорить про юношество, то в этом периоде партнер рассматривается как партнер по общению. Если берем средний возраст, то здесь приоритет – дети и развитие домохозяйства в экономическом смысле. И, когда реализованы эти функции, на первый план выходит общность ценностей и интересов и важно, чтобы они хоть в какой-то степени совпадали.
- Светлана Васильевна, с вами, как с автором курса по семейным конфликтам, невозможно игнорировать вопрос кризисов в семье. Что это с точки зрения психологии?
- У семейных кризисов сейчас много классификаций. Наверное, почти все видели популярные сейчас определения: «кризис трех лет брака», «кризис пяти лет брака». Но правильнее все-таки кризисы определять по событиям, то есть использовать событийный подход.
Например, образование брачной пары, когда люди только начинают жить вместе и сталкиваются с первыми бытовыми проблемами. Затем кризис рождения ребенка, когда кардинально меняется образ жизни семьи. Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу об отношениях в более старшем периоде жизни, отмечу, что одним из самых сложных кризисов для многих пар становится момент, когда дети выросли и стали жить самостоятельно. Это так называемый «этап пустого гнезда». Долгое время до этого у пары была родительская функция, воспитательная, а теперь нужно перестроить отношения, сместить фокус с ребенка друг на друга. И, если судить по статистике, большой процент разводов случается именно в этот момент.
Есть также кризисы «ненормативные» – это кризисы, связанные со сложными внезапными событиями – тяжелая болезнь кого-то из супругов или их близких родственников, потеря родственников, длительные командировки. Это кризисы, с которыми сталкивается не каждая семья, но они тоже случаются.
И, когда мы сталкиваемся с семейным кризисом, в этот момент семья требует или перераспределения нагрузки среди выполняемых функций или изменения структуры. И, конечно, много разговаривать и договариваться, - подчеркивает Светлана Васильевна Жолудева.
- Вы косвенно упоминали в начале современный запрос на совместное развитие и помощь в саморазвитии. Что это? И какова роль семьи в профессиональном становлении человека, социальном?
- Здесь партнер может выполнять разную функцию: мы будем развиваться вместе или он создаст нам такие условия комфорта и понимания в семье, что я могу развиваться, приходить домой и меня будут принимать, понимать и поддерживать. Еще, когда мы говорим про саморазвитие, важно, чтобы я принимал или принимала интересы своего партнера.
Отмечу также, что сейчас в обществе в целом тренд на самореализацию, но, когда наступает возраст 30-40 лет, почти каждый начинает говорить: «А как же посадить дерево? А как же воспитать сына?», – то есть эти ценности сохраняют большую значимость и для современных людей.
- Последний вопрос – влияет ли уровень материального благополучия на семью и ее уклад?
- Вопрос двоякий. Я бы сказала, что это сильно зависит от ценностей семьи. Но, как психолог, скажу, что материальное благополучие не влияет на качество отношений в семье. Мой ответ скорее «нет, не влияет», но, напомню, важно понимать, что для партнеров является приоритетом.
- Конечно, психология – все-таки наука о душе человека, а вот что происходит с экономикой семьи и ее материальным благополучием в современном мире, мы с вами разберем в июле, когда гостем нашего цикла «Науки о семье» станет представитель экономической научной школы ЮФУ. Оставайтесь с нами, следите за публикациями!
Текст: КП, ред. Молоткова О.А.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/75629