В продолжении цикла «Науки о семье» ректор ЮФУ беседует с биологом о таких разных семьях животного мира.
В цикле публикаций «Науки о семье» ректор ЮФУ Инна Константиновна Шевченко беседует с учеными из самых разных областей знаний о том, что же такое семья. Пятая встреча цикла посвящена биологии, на этот раз гостем ректора стал доцент, кандидат биологических наук, и.о. заведующего кафедрой зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Ивановского ЮФУ Алексей Тихонов.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЗВЕРИ, ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЕМЬИ
- Май дарит нам яркие краски и весеннее оживленное, а у некоторых и романтичное настроение. Все оживает, растет, цветет. Поэтому сегодня мы говорим о биологических науках: теме семьи, семейства, рода в том виде, каком это представлено в биологии. Итак, Алексей Владимирович, как устроена современная систематика животных, как она создавалась и почему в научный оборот и в наш повседневный язык вошли такие термины, как род, вид, семья? С чем это связано?
- Человек — это существо с потребностью все каталогизировать. 40 000 лет назад началась когнитивная революция, тогда по большому счету сформировался современный разум человека. И он сформировался в первую очередь как разум, способный и жаждущий всё систематизировать. Но систематика как наука родилась в 1735 году, когда Карл Линней опубликовал книгу, где и сформулировал, что есть вид, затем виды объединяются в рода, те объединяются в семейства, семейства — в отряды, отряды — в классы, классы — в типы, а над всем этим стоят царства. Ученые к его систематике добавили всего один вышестоящий таксон — домен, это случилось уже в 1990 году. Вот так сейчас выглядит современная систематика.
- А какие есть виды семейных устройств в природе и как они проявляются? И чья семейная организация наиболее похожа на человеческую?
- Семей у животных масса, можно вспомнить общественные семьи: муравьи, пчелы, термиты. Или, кстати, такое уникальное животное – слепушонка обыкновенная, она встречается и в наших степях. У этого вида семья построена по муравьиному принципу: есть царица – единственная размножающаяся самка, которая рожает самок, у которых подавлена половая система и они только работают (как рабочие особи муравьев) и не размножаются. Но когда колония становится слишком большой, то на ее краях концентрация специального феромона, выделяемого главной самкой, падает. Тогда некоторые самки осознают, что они самки, крадут часть самцов и уходят как можно дальше от материнской колонии.
Часто встречаются частично моногамные семьи – моногамные на один сезон. Например, так у зябликов: они образовали пару, но на следующий сезон образуют уже другую. Это связано с необходимостью как можно шире распространить свои гены.
Интересно устроены отношения и у аистов – они хранят верность не партнеру, а гнезду, это такая «территориальная» моногамия, гнездовой консерватизм. То есть птица построила гнездо, вывела там с другой птицей потомство, и оба партнера всю жизнь будут возвращаться именно в это гнездо. Если они, скажем, встретятся в месте зимовки, на юге, никакой реакции узнавания друг на друга у них не возникает, всё их узнавание сосредоточено на гнезде. И если одна из птиц погибла, то вторая будет стоять в том же гнезде и ждать другую птицу. Например, ту, которая еще нигде не гнездилась. В результате такое гнездо переживает десятки поколений птиц.
А вот в случае с человеком всё сложнее. Человек, кроме набора генов, может оставить потомкам очень многое: научную статью, красивую картину, стихи, которые будут воспламенять следующие поколения. Человек, который не оставил биологическое потомство, но выучил сотни учеников, уже продолжил своё дело. То есть у нас, кроме генов, появился разум, появилась информация, которую мы тоже передаем последующим поколениям. И это тоже очень важно.
С МИЛЫМ РАЙ В ШАЛАШИКЕ
- А в природе есть ухаживания?
- Да, это поведение, которое появляется у разных видов животных. Оно проявляется очень разнообразно. Например, журавлиный танец, где на каждое движение следует ритуализированный, вбитый в инстинкты ответ партнера. Самка присела – самец должен поклониться, и так далее.
- Это же как-то передается?
- Конечно, это передается генетически и строго детерминировано для каждого вида. Если вдруг произойдет ошибка и птицы разных видов попытаются создать пару, все сломается на стадии этого ритуала, ведь танцы у птиц разные.
Есть сложные ритуалы, когда самка отбирает самца по какому-то признаку, совершенно не обязательно по внешнему виду. Например, есть птички под названием тропические шалашники. У них самец строит шалаш из веточек и ярко его украшает – ягодами или даже ярким пластиковым мусором, крышечками от бутылок. Затем прилетает самка и выбирает самый правильный, геометрически точный, яркий узор, словом, самый красивый шалашик. Но затем гнездо вьет отдельно от самца и самостоятельно высиживает и кормит птенцов. То есть это не шалаш для птенцов, он только «для красоты», а самец в этой паре больше ничего не делает. И это тупик полового отбора: раньше это что-то значило, скорее всего, лучший шалашик говорил самке о том, что у этого самца самый высокий интеллект, а значит, его гены выгодно передать. Но сейчас это уже ничего не значит, это ритуализированное поведение, которое ни о чем не говорит.
СЕМЬЯ КАК СПОСОБ ВЫЖИТЬ
- Кстати, об интеллекте. Связаны ли развитие интеллекта у человека и наш семейный уклад?
- Знаете, я бы даже сказал, что существование нас как разумного вида напрямую связано с тем, что когда-то у человека появилась семья. Именно появление семьи дало очередной толчок развитию нашего интеллекта, без семьи мы бы остались обезьянами.
- Почему?
- Предки людей тогда жили в саваннах и уже не жили на деревьях, потому что поменялся климат, стало холоднее. Еды было мало, и возникла огромная проблема – самка могла прокормить только одного детеныша. Если появлялось двое, все трое погибали. И самке в такой ситуации нужен был кто-то, кто ее поддержит. Самки начали выбирать самых неагрессивных самцов из популяции, которые не будут бегать за другими самками, драться, а смогут остаться рядом с одной самкой и подкармливать ее. И когда самцы начали подкармливать самок и вне периода размножения, то это внезапно стало очень выгодно всей группе. Во-первых, сильно возросла выживаемость детенышей, значит, такое поведение самцов начало закрепляться эволюционно. Кроме того, у самцов появляется ответственность – кормить самку и детенышей. Если кормить самку он не будет, она его прогонит и гены он не передаст. Во-вторых, так как агрессия у самцов к тому моменту стала заметно ниже, появился механизм кооперации. Самцы стаи могут собраться и побежать куда-нибудь далеко за едой. А что такое самая важная еда на тот момент? Это уже мясо, не фрукты, потому что мясо куда более калорийно. Да, сами предки человека тогда еще охотиться не умели, у нас на тот момент из оружия был лишь камень с острой режущей кромкой, и им можно было только пилить. Но и его было достаточно, чтобы отпилить часть животного, которое, например, убил саблезубый хищник. Итак, самцы собрались в группу, нашли хищника, убившего зверя, подождали, пока он поест, и потом отпилили от того, что он бросил, свежее мясо. Так австралопитеки долго подбирали мясо за хищниками-гигантами, но затем климат стал еще холоднее, и животные-гиганты стали вымирать. А у людей к тому времени мозг сильно вырос, требовал много энергии, и они уже не могли откатиться назад в развитии. Поэтому пришлось изобретать настоящее оружие – тогда и появились каменные топоры, копья. Так люди стали охотниками.
Интересно, что семья также способствовала развитию гуманности – когда самцы уходят на охоту, на месте остаются женщины, дети и старики. Пожилые особи не могут охотиться, но могут передавать знания, а еще присматривать за детенышами, чтобы самки могли, например, насобирать корешков и была какая-то еда, даже если охота пройдет неудачно. И в результате старые особи становятся ценными, их всячески поддерживают, а это совершенно несвойственно природе. Например, когда на копытных нападает хищник, вперед они выдавят именно старую особь, как бы «пожертвуют» ею. А у людей появилась гуманность, мы стали защищать стариков, женщин и детей, это наша главная ценность. И так у нас появилась та самая наша «традиционная» семья, когда дети, родители и их предки живут вместе и непрерывно связаны. Ведь семья – это не одномоментное «пятно». Это «срез» – мой дед, прадед, это очень много людей до меня и, конечно, мое потомство. И вот эта непрерывность постепенно сформировалась у наших предков именно благодаря возникновению такого семейного, ответственного друг за друга уклада жизни. Так что по большому счету именно семья сделала из обезьяны человека.
ред. Молоткова О.А.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/75379