В новом выпуске программы «Науки о семье» о том, что же такое казачья семья в исторической перспективе, с ректором ЮФУ Инной Шевченко беседует профессор Андрей Венков.
В рамках совместного проекта радио «Комсомольская правда» и Южного федерального университета ректор ЮФУ, доктор экономических наук Инна Шевченко и профессор кафедры отечественной истории XX-XXI века, доктор исторических наук Андрей Венков обсудили особенности жизни казачьих семей на Дону, развенчали несколько мифов о семейной жизни казаков, а некоторые устоявшиеся в народе мнения подтвердили историческими фактами.
- Напомню, что казачество - общественное явление, которому, пожалуй, нет аналогов в мире. И Ростовская область, «вольный Дон» — это, конечно, оплот казачьего духа, - рассказала ректор ЮФУ Инна Шевченко. - А как появлялись казачьи семьи? Мужчины, когда уходили жить на Дон, забирали семью с собой или находили супругу уже здесь?
- Отмечу, что на ранних этапах формирования казачьей культуры считалось особой «лихостью» не иметь жены вовсе, - уточнил историк Андрей Венков. - Но вскоре иметь семью стало престижно, ведь если ты живешь на границе и у тебя есть супруга, дети – значит ты достойный казак, можешь семью прокормить и оборонить. Некоторые приезжали без семей, обустраивались на Дону и затем забирали близких, которые все это время дожидались кормильца, например, в родном селе.
- В результате военных походов здесь были и турки, и поляки, и чеченцы, и представители Северного Кавказа, - отметила ректор ЮФУ Инна Шевченко. Как все эти национальные уклады, в том числе разные семейные традиции, привносились в традицию казачью?
- Приведу интересный факт: проводилось исследование местных обрядовых песен, и оказалось, что мужские обрядовые песни здесь – это наследие России от Курска до Архангельска, а женские обрядовые песни пришли на Дон из Украины и Польши. Но сведений, что казаки пошли в поход за жёнами на Украину или в Польшу, нет. Все решалось проще: женщин, которых взяли в плен во время военных походов на соседних территориях, приводили на рынок в Азове, где продавали. Так мужчина мог купить себе будущую жену. Конечно, если она не была православной, например татаркой, чеченкой, то переходила в православие, далее быт строился традиционно.
Также распространены были браки с гречанками. Например, жениться на дочери греческого купца считалось достойной партией. А из забавных исторических фактов могу привести такой: в какой-то момент распространилось мнение, что на польках лучше не жениться. Якобы они красивые, но скандальные. Видимо, слух пустили, когда за мужчин уже началась конкуренция.
СЕМЬЯ ПО-КАЗАЧЬИ
- Какая же модель семьи формировалась у казаков?
- Семейная жизнь жёстко регламентировалась. Вся станица следила: свадьба, развод - все происходило на круге. Развод, кстати, был возможен и в том случае, когда казак уходил в длительный поход. Тогда он мог выйти на круг и «отдать» другому достойному казаку свою жену, ведь ее надо было кому-то кормить, пока его не было.
- Кстати о разводах: верно ли, что среди казачества свобода женщины и её волеизъявление зародились раньше, чем в традиционной патриархальной России? Якобы на круг могла выйти женщина, сказать: «Не люб» – и ей доставалась половина имущества, как и сейчас, - уточнила ректор ЮФУ Инна Шевченко.
— Это, скорее, миф. Но роль женщины действительно возросла на Дону гораздо раньше, чем в центральной России, ведь там муж дома сидел, а казака с 21 года каждые три года на несколько лет забирали в военные походы. А ведь хозяйство дальше вести кому-то надо. И тут выросла роль женщины, и сложились те самые казачьи сообщества как особый социально-экономический тип. Кроме того, традиционное земледелие здесь поздно появилось, сначала было садоводство и виноградарство, это во многом тоже были женские занятия. То есть хозяйство фактически на жене, дети на ней. Экономически женщина была на Дону действительно более свободна. Но по инициативе женщин разводов не было, я в документах не находил зафиксированных случаев, - рассказал доктор исторических наук Андрей Венков.
БЕСПЛАТНЫЕ ШКОЛЫ И КВОТЫ ДЛЯ ДЕВУШЕК В УНИВЕРСИТЕТЕ
- Говоря о семье, нельзя не поговорить о воспитании детей. Есть ли определённые традиции у этого аспекта семейной жизни казаков?
- Во-первых, мать знала, что её сын пойдёт служить, поэтому с малых лет их обучали воевать. Затем, когда войны стали более жестокие, как говорят «более квалифицированные», то, чтобы сделать карьеру, надо было знать грамоту. Поэтому к началу XX века среди казаков грамотных было в четыре раза больше, чем в центральной России. Кроме того, сюда изначально шли люди пассионарные, активные, и когда они стали менять военное дело на гражданскую или культурную деятельность, то и там добивались успеха. Школы были бесплатные - хотите девочек учите, хотите мальчиков.
- Мы поднимали записи решений учёного совета периода 1917-1924 года, и в 1918 году учёный совет Донского университета принял решение, что 10% поступающих будут девушки. Это была нехарактерная для университетов того времени мера.
- Иметь грамотную жену, если она при этом была и хорошая хозяйка – было «престижно», да. «Пусть другие завидуют, что у меня такая умная жена», – вот так рассуждали казаки уже с XIX века.
КАЗАЧЬЯ ЛИХОСТЬ ВИТАЕТ В ВОЗДУХЕ
- Можете привести яркие фольклорные примеры, которые передают казачий дух наиболее, на ваш взгляд, полно?
- Думаю, квинтэссенция – это песня «Не для меня придёт весна». Она написана казачьим офицером в XIX веке, но вобрала в себя старинные традиции. Ведь первым промыслом донских казаков были морские разбои, пиратство. А пиратские баллады традиционно – песни-жалобы, отдушины. И у донских казаков тоже должна такая быть, ею стала «Не для меня придет весна».
- А как вы прокомментируете строчку из другой песни, где «каждый думал о своей любимой или о жене» - получается, есть любимая, а есть жена?
- Понимаете, мужчин исправить трудно. Приведу пример из казачьих традиций: когда закрывается стол, есть три последних тоста: «на посошок», затем «стременная». То есть жена выходит, подносит рюмку, казак выпивает, она берётся за стремя, и они вместе выходят со двора. Жена так провожает казака в поход. А есть третья рюмка, «закурганная»: когда жена с ним простилась, казаки заехали за курган, сделали там привал, а из оврага выходят уже их любимые женщины.
- Сохраняется ли понятие «казачья семья» сегодня – в станицах, в Ростове-на-Дону или Старочеркасске?
- Казачья семья должна быть многодетной, но казачья семья в городе, это, по-моему, обычная городская семья.
- А что такое казачья кровь? Как она передаётся? Понятно, это не относится к генам, но как это наследуется?
- Не могу точно сказать, что такое принадлежность к казачеству. По сельской местности у нас из 46 районов Ростовской области до сих пор семь районов, где казаков больше 2/3 населения, они помнят о своей принадлежности, но не выпячивают ее.
К тому же есть процесс «расказачивания», но есть и процесс «показачивания». И сейчас активно начался такой этап «показачивания»: люди объявляют себя казаками, которые казаками ни по крови, ни по предкам, ни по культуре не являются. Но, так как казачество - исторически сложившаяся форма организации народа в тяжёлые времена, как своего рода военного ополчения, то люди стремятся сами организоваться в такие социумы. Сейчас у нас идёт СВО, там порядка 20 000 казаков, при этом из Ростовской и Волгоградской области всего 2 000. Так происходит, потому что молодёжь по всей страны объявляет себя казаками. В воздухе витает эта лихость, видимо.
- Действительно, сейчас очень популярна стала принадлежность к казачеству, изучение традиций. И это замечательно, если эту казачью честь мы сохраняем, разделяем и приумножаем. Особенно дух служения Отечеству.
Текст: Радио "Комсомольская правда", ред. Молоткова О.А.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74799