19 марта состоялось расширенное заседание рабочей группы по развитию наук об образовании при Совете ректоров вузов Юга России и Российской академии образования, посвященное началу Года семьи в Российской Федерации.
Заседание прошло под председательством президента ЮФУ, председателя Совета ректоров вузов Юга России Марины Боровской в выездном формате на площадке Азовского государственного педагогического университета в городе Бердянске, Запорожской области РФ. В нем приняли участие свыше 50 представителей вузов ЮФО, представители органов государственной власти, экспертных сообществ.
«Рабочая группа по развитию наук об образовании – это проект, инициированный более полутора лет назад Советом ректоров вузов Юга России, - рассказывает президент ЮФУ Марина Боровская. – Группа позволяет объединить профессиональное экспертное сообщество Юга России вокруг тех проектов и поручений в области развития образования, науки, экономики и социальной сферы, которые сформулированы Президентом России, вовлечь региональных экспертов в обсуждение и подготовку предложений по национальным проектам и программам, повысить роль социально-гуманитарных наук в жизни общества и управленческой практике».
В начале заседания Сергей Дюжиков, учёный секретарь Совета ректоров вузов Юга России объявил информацию о количестве участников – более 50-ти подключившихся представителей вузов ЮФО и 15 присутствующих в зале.
Участников заседания рабочей группы приветствовали Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, и Светлана Кочетова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере науки и образования.
Заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Гурба отметил актуальность исследований, направленных на разработку гуманитарных и педагогических исследований, обеспечивающих укрепление мировоззренческого суверенитета, подчеркнул необходимость внедрения данных методик в практику деятельности образовательных организаций. Особо отметил роль сообщества историков и политологов университета в разработке и апробации курсов «История России» и «Основы российской государственности».
Председатель СПК в сфере образования, председатель Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию, президент Фонда «Национальные ресурсы образования», председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина обозначила запрос к экспертному сообществу Юга России по общественно-профессиональному обсуждению проекта «Педагогический работник высшей школы». Президент Российской академии образования Ольга Васильева, приветствуя участников заседания, подчеркнула роль экспертного сообщества в формировании совместной исследовательской повестки в области наук об образовании, отметила, что обсуждаемый профессиональный стандарт педагога высшей школы должен быть инструментом развития кадрового потенциала университетов.
Директор Института глобальных исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Сергей Белоконев поприветствовал участников от имени федеральной команды проекта «ДНК России». И.о. ректора Азовского государственного педагогического университета Екатерина Степанюк отметила, что вузы Запорожской области рады принимать на своих площадках экспертное сообщество Юга России.
Ключевым вопросом повестки заседания стало общественно-профессиональное обсуждение проекта профессионального стандарта «Педагогический работник высшего образования». С основным докладом выступила Любовь Духанина, председатель СПК в сфере образования. В целом вузовским сообществом выражена поддержка идеи и формату внедрения стандарта в деятельность высшей школы, что позволит вузам выстроить более эффективные стратегии и механизмы развития кадрового потенциала.
«По результатам обсуждения в вузах Юга России подготовлено свыше 80 поправок и предложений к проекту стандарта, - рассказывает директор Академии психологии педагогики Владимир Кирик. – Среди них предложения по включению в перечень трудовых функций наставнической и тьюторской деятельности, уточнению роли преподавателя как организатора социально-профессиональных проектов, расширению видов учебной деятельности с точки зрения внедрения новых форм образовательных организованностей (проектные интенсивы, хакатоны, акселераторы) наряду с традиционными видами учебной активности, пересмотр воспитательных функций, которые в настоящей редакции проекта стандарта сформулированы в логике мероприятийного подхода, в контексте цивилизационного и личностно-ориентированных подходов».
Экспертные комментарии по вопросу «О научно-педагогическом сопровождении внедрения преподавания курсов «История России» и «Основы российской государственности» в системе высшей школы» высказали Сергей Белоконев, директор Института глобальных исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Вардан Багдасарян, руководитель направления "Педагогика" Высшей политической школы им. И. А. Ильина при Российском государственном гуманитарном университете, Мария Пономарева, директор Института истории и международных отношений ЮФУ, Роман Пупыкин, заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии Южного федерального университета. Эксперты единодушны в позиции, согласно которой данные курсы являются одним из ключевых инструментов воспитания молодежи в духе традиционных духовных ценностей российского общества, позволяют сформировать у студентов представление о России как уникальной стране-цивилизации, наделенной особой исторической и культурной миссией.
Владимир Кирик, руководитель проекта «Образовательный кластер Юга России» при Совете ректоров вузов Юга России, директор Академии психологии и педагогики ЮФУ рассказал о задачах формирования портфеля сквозных исследовательских проектов в области наук об образовании Юга России и плане рабочей группы по развитию наук об образовании на 2024 год
С учетом предложений вузов ЮФО был обсужден и утвержден Плана мероприятий Года семьи в Южном федеральном округе.
Автор текста: Алексей Романенко
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74738