Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
10.03.2024

К слову о книгопечатании: первой в России печатной книге «Апостол» — 460 лет

10.03.2024

Почему диакона Ивана Федорова называют первопечатником, как печатные книги обретали популярность в нашей стране и у каких произведений были самые большие тиражи тогда и сейчас, рассказывает эксперт Южного федерального университета.

В 16 веке Московское Царство переживает культурный подъем, объединенные властью царя русские княжества осознают себя суверенным государством: укрепляются границы, развивается каменная и кирпичная архитектура, на Красной площади возводится Собор Василия Блаженного, а неподалеку начинает работу первая типография.

Для помещения типографии Иван IV велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле — Иван Федоров.

В отличие от своего знаменитого тёзки Иоанна Гутенберга, жившего веком ранее и напечатавшего первую в мире книгу — латинский перевод Библии, Федоров намеревается отдать в печать не всё Священное Писание, а в первую очередь те его части, что чаще всего читаются на богослужениях: две книги Нового Завета «Деяния святых апостолов» и «Послания святых апостолов», а также отдельные псалмы из «Псалтыри» царя Давида и других книг Библии, произносимые в качестве прокимнов и аллилуариев. Именно эти части Библии на церковнославянском языке вошли в книгу «Апостол»

Доцент кафедры теории и практики массовой коммуникации Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Ирина Шеина рассказала, что работа над печатной книгой «Апостол» началась 19 апреля 1563 года и завершилась 10 марта 1564 года.

«К середине 16 века технология книгопечатания существовала уже сто лет. Поэтому, разумеется, у Ивана Федорова не было никакой необходимости «изобретать велосипед». Более того, до начала его деятельности даже в Москве было отпечатано как минимум семь книг. Но все они были анонимными — без указания года и места выпуска, к тому же не слишком хорошего качества. Заслуга Ивана Федорова в том, что он значительно улучшил качество печати, ускорил процесс работы над книгой. Кроме того, его книги перестали быть анонимными. «Апостол» — первая печатная книга на русском языке, в которой указано время и место печати, а также те, кто участвовал в создании книги. Так что мы считаем Ивана Федорова первопечатником потому, что он первым догадался о важности выходных сведений издания», — рассказала Ирина Шеина.

Иван Федоров был человеком образованным — он закончил Краковский университет, где и познакомился с печатными книгами. Сподвижником Федорова был Петр Мстиславец, у которого уже был практический опыт книгоиздания — в юношестве он был подмастерьем Франциска Скорины, первопечатника Библии на белорусском изводе церковнославянского языка. Сам Федоров, который при жизни подписывался как Иван Федорович Москвитянин, не только хорошо разбирался в книгах, но и знал литейное и столярное ремесло, был резчиком, и переплетчиком, читал на многих языках.

В истории укоренился миф, что Федоров с Мстиславцем покинули Москву, поскольку их типографию сожгли монахи-переписчики книг, побоявшиеся, что печатные книги лишат их работы. На самом деле подобный слух пустил английский дипломат Джильс Флетчер, приехавший в Москву через 25 лет после описанных им событий. Выдумал это иностранный посол или записал то что услышал, учёные спорят до сих пор.

Советский историк Михаил Тихомиров обратил внимание, что в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а хорошо известно, что Иван Фёдоров вывез их с собой в Литву. Пожар действительно имел место в этой истории — Московский Печатный двор горел не единожды, пока не переехал в каменное строение, но неизвестно, это ли заставило Федорова переехать в Речь Посполитую.

По одной из версий Федоров в Литву не бежал, а напротив был направлен царем и митрополитом, потому что именно там была острая необходимость проповедовать православие с помощью печатных книг. Да и в Москве книгопечатание с отъездом Фёдорова и Мстиславца не прекратилось: с 1568 года и вплоть до начала 17 века типографией руководит ученик Ивана Фёдорова, Андроник Невежа.

«Как минимум две книги выпущены в 70-е годы 16 века: «Псалтирь учебная» и «Часовник». Типографии долгое время были государственным, а не частным предприятием. В 18 веке Печатный двор был передан в подчинение Святейшему Синоду:  помимо книг Библии, в них печатали жития святых и проповеди. Первыми светскими печатными книгами были, разумеется, учебники, например, Азбука 1634 года. Довольно большими для своего времени тиражами учебники выходят при Петре Первом», — объяснила Ирина Шеина.

Доцент ЮФУ добавила, что в современной России лидерами по тиражам книгопечатания являются писатели-классики: Фёдор Достоевский, Лев Толстой и Михаил Булгаков.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74634

Дополнительные материалы по теме