15 февраля в Южном федеральном университете прошел круглый стол «О развитии гуманитарного знания в регионах Новороссии», на котором обсудили промежуточные результаты проекта «Научный десант».
Организатором круглого стола выступило Министерство науки и высшего образования России.
«Мы запускаем этот проект, чтобы придать новый импульс развитию образования и науки в регионах Донбасса и Приазовья, помочь людям, которые там работают и нуждаются в профессиональном общении. Важно также всемерно поддержать стремление наших учёных-гуманитариев, представителей крупнейших университетов и научных организаций к активной работе в воссоединенных регионах. Убеждён, что осмысление исторического выбора их жителей пойдёт на пользу и нашей гуманитарной науке в целом», — подчеркнул министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
В мерориятии приняли участие заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, президент Российской академии образования Ольга Васильева, а также представители институтов РАН, вузов присоединенных территорий, председатель Совета ректоров вузов Юга России, президент ЮФУ Марина Боровская и представители Южного федерального университета.
В приветственном слове Константин Могилевский отметил, что первый этап «Научного десанта» в ДНР, ЛНР и Запорожской области существенно обогатил всех участников проекта, которые собственными глазами увидели то, что происходит сегодня в зоне СВО.
«Мы посетили все университеты, которые находятся в ведении Минобрнауки России, где сейчас ведется обучение по очной форме, а также побывали в нескольких университетах Донецка, где пока обучение реализуется в дистанционном формате. Несомненно, это было очень полезно для наших коллег историков, международников и философов. Задача, над которой мы работаем, — это, с одной стороны, комплексно поддержать людей, которые работают там, с другой – дать испульс развития образования и гуманитарных наук не только там, но и в целом по всей стране. Не случайно в новых учебниках истории для школы и в том учебнике, который сейчас готовится для университетов, уже включена история специальной военной операции. А именно то, что происходит сегодня. И это не только битва на поле боя, это война за умы, война ценностей, война мировоззренческая. И в этом смысле наша гуманитарная наука оказалась именно там, где надлежит ей в настоящее время быть».
Президент Российской академии образования Ольга Васильева отметила, что вузы с новых территорий, в частности педагогические, особенно нуждаются в научно-методической поддержке.
"Сейчас стоит важнейшая задача в возвращении исторической правды, и в этой связи необходимо понять, какие научно-методические подходы мы должны выработать в обучении студентов. Мы понимаем, что без истории невозможно воспитать у молодежи осознание своей гражданской идентичности. Работа по противодействию фальсификации истории идет на протяжении многих лет и будет продолжаться. Через ресурсы и возможности Российской академии образования мы провели переподготовку коллег-преподавателей истории в вузах. Кроме того, сейчас идет активная работа по созданию учебника истории для обучающихся высших учебных заведений», — рассказала Ольга Васильева.
Президент ЮФУ, председатель Совета ректоров вузов Юга России, член-корреспондент Российской академии образования Марина Марина Боровская отметила, что Южный федеральный университет активно включен в работу с вузами из воссоединенных регионов еще с 2014 года:
«За эти годы мы разработали целый ряд проектов, в том числе «Русский Донбасс», «Когнитивно-ценностная структура мировоззренческих моделей современного россиянина: поколенческие и региональные различия», проработали единый тематический план исследований с вузами новых регионов и юга России при поддержке Российской академии образования. Это позволило создать постоянно действующую рабочую группу по развитию социально-гуманитарных наук и наук образования. Интеграция новых территорий в Российскую Федерацию – это серьезный и важный процесс для всех: для граждан, специалистов, которые несут содержательную и мировоззренческую миссию, для ученых и исследователей в сфере образования, преподавателей и молодежи юга России в целом.
Эти акценты позволяют нам корректировать и совершенствовать методологические разработки, которые мы используем в работе с молодежью, ощущать происходящее сегодня в формировании воспитательного процесса и чувствовать авторитет Российской академии образования».
На круглом столе в Южном федеральном университете были подведены промежуточные результаты проекта «Научный десант», где говорилось, что ведущие академические институты расширяют сотрудничество с университетами Донбасса и Приазовья. Первым этапом проекта стал визит в воссоединённые регионы делегации из 12 руководителей крупнейших гуманитарных научных институтов и вузов страны – МГУ имени М.В. Ломоносова, ИМЭМО РАН, Института Европы РАН, Института всеобщей истории РАН и многих других. Участники проекта провели встречи с преподавателями и студентами университетов Новороссии и обсудили с ними направления дальнейшего сотрудничества.
На круглом столе участники поделились своим мнением и впечатлениями от четырёхдневной поездки, а также рассказали о том, как им видится дальнейшее развитие социально-гуманитарных наук в вузах Донбасса и Приазовья.
Также представители вузов Новороссии, участвовавшие в круглом столе, обозначили заинтересованность в дальнейшем развитии проекта.
По словам заместителя декана исторического факультета Донецкого государственного университета, председателя отделения Российского исторического общества в ДНР Андрея Разумного, после воссоединения с Россией в Донецке началось стремительное развитие исторических и археологических исследований. Донецкие ученые начали проходить стажировки и повышение квалификации в ведущих вузах страны, чаще публиковаться в научных журналах и участвовать в крупных конференциях и форумах.
«В области археологических наук упрочились связи с ведущими центрами археологии в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске и Ростове-на-Дону. У студентов исторического факультета появилась возможность проходить практику и изучать археологические объекты в России. В плане преподавания истории были выработаны общие стандарты и критерии, продумана система исследования малоизученных страниц истории. А также были проведены мероприятия по выработке стратегии борьбы с фальсификацией нашей общей истории. В особенности — событий Великой Отечественной войны», — рассказал Андрей Разумный.
ред. Молоткова О.А.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74437