Александр Григорьевич Бермус — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.
В 1987 году Александр Григорьевич поступил на физический факультет Ростовского государственного университета (ныне ЮФУ). В 1992 году окончил с красным дипломом учебу на физфаке и поступил в аспирантуру, а в 1996 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук.
Сегодня Александр Григорьевич преподает различные дисциплины из области наук об образовании студентам нескольких структурных подразделений Южного федерального университета. В сферу исследовательских интересов профессора Бермуса входят многие важные вопросы современной педагогики; в том числе: социально-антропологическое переосмысление образования в XXI веке, теория и методология многоуровневого педагогического образования, философия и методология образовательных реформ.
«На протяжении последних десятилетий мы по-разному осмысляли происходящее в российском образовании: были и реформы, и развитие, и модернизация, и трансформация, и обновление, но не всегда эти категории соотносились с их смысловым наполнением, и это – важная проблема. Другим направлением исследований стала философия и методология качества всех уровней педагогического образования, начиная с профильных педагогических и психолого-педагогических классов, включая систему среднего профессионального и высшего образования, и вплоть до профессионального развития в системе последипломного образования. Следует также обратиться к исследованиям образовательного дискурса; способам мышления, деятельности и коммуникации «о», «в» и «для» сферы образования. Нуждается в переосмыслении всё: роли и стратегии профессионального образования и развития; способы и формы взаимодействия субъектов; условия развития исследовательского и инновационного мышления», — отмечает Александр Бермус.
Свое становление как преподавателя и ученого Александр Григорьевич связывает с тремя педагогами, каждый из которых, по его словам, олицетворяет труд учителя и призвание наставника.
Первым профессор Бермус вспоминает Сергея Александровича Сафонцева, которого в школьном возрасте он знал, как учителя физики средней Ордена Трудового Красного Знамени школы №1 г.Ростова-на-Дону, а впоследствии сотрудничал с ним в качестве преподавателей одной кафедры.
«Сейчас, когда я сам, будучи едва ли не вдвое старше тогдашнего учителя, задумываюсь об источниках его, как принято говорить, «учительской харизмы», мне приходит в голову понятие педагогического артистизма. Под последним я понимаю особое качество, позволяющее превращать рутинные педагогические действия (объяснение нового материала, решение задачи у доски, распределение заданий для контрольной работы) – в значимые факты мысли и общения, понимания и открытия для каждого ученика в классе», — делится Александр Григорьевич.
Научным руководителем в университете у Александра Григорьевича был один из самых известных ростовских физиков, доктор физико-математических наук, профессор Ростислав Викторович Ведринский, возглавлявший Научно-исследовательский институт физики РГУ, в момент его создания.
«Именно через него пришло понимание науки как традиции; сложной системы исследовательских опытов, интерпретаций, людей, институтов, каждый из которых ограничен в своих способностях и возможностях вынесения окончательного суждения. И именно эта сложность порождает универсальный императив к прояснению логик рассуждений и смыслов в их отношении к сказанному ранее, и к тому, что может быть сказано и сформулировано впоследствии», — добавляет Александр Бермус.
Еще одним учителем и наставником для Александра Григорьевича стала Евгения Васильевна Бондаревская, под влиянием которой он занялся проблемами образования в целом, и педагогического образования, в частности.
«Евгения Васильевна была огромной, по силе воздействия, личностью, оказавшей влияние на несколько поколений педагогов, преподавателей и исследователей образования на Юге России, да, пожалуй, и во всей стране, в целом. Интересующиеся без труда найдут воспоминания о ней ее многочисленных учеников и последователей, но обобщенной метафорой оставленного ею следа в моей памяти является «образование как дело жизни». Редко кто мог бы сравниться с ней в яркости эмоций, интенсивности переживаний, связанных с профессиональной биографией; она не оставляла двусмысленностей и недоговоренностей: все, что ей нравилось и что не нравилось, отражалось на ее лице и звучало в ее речи», — подытожил профессор Бермус.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73675