Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
10.11.2023

На круглом столе МИА «Россия сегодня» обсудили как университеты работают с талантливыми детьми и готовят юных исследователей

10.11.2023

8 ноября в Международном мультимедийном пресс-центре Медиагруппы «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Университеты в системе работы с талантливыми школьниками: опыт и новые подходы». Президент ЮФУ, научный руководитель Специализированного научно-учебного центра ЮФО Марина Боровская рассказала о перспективах развития сети СУНЦ.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказание содействия в получении такими лицами образования. Со стороны российских вузов работа с юными талантами не исчерпывается летними и воскресными научными школами и олимпиадным движением: вовлечение их в реальную исследовательскую работу — вот стратегия России.

Какими инструментами вовлечения обладают современные университеты и российская система образования, на круглом столе «Университеты в системе работы с талантливыми школьниками: опыт и новые подходы» рассказали Надежда Полихина, проректор по исследовательской деятельности Университета «Синергия», Александр Мажуга, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, Александр Бабич, первый проректор по молодежной политике и организации приема Санкт-Петербургского государственного университета, Марина Боровская, президент ЮФУ, научный руководитель СУНЦ ЮФО и в онлайн формате директор СУНЦ ЮФО Тимур Синельников.

Выступающие отметили, что традиция воспитания учёных со школьной скамьи насчитывает не один десяток лет. В текущем году исполнилось 60 лет со дня выхода Постановления Совета Министров СССР «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля». Сегодня самой передовой формой интерната для талантливых детей стали Специализированные учебно-научные центры (СУНЦ).

Марина Боровская рассказала, как создавался СУНЦ Южного федерального округа на базе Южного федерального университета, как менялись приоритеты центра, происходило осознание всех целей и задач, стоящих перед ним в Десятилетие науки и технологий. Она подчеркнула, что в настоящий момент особенную остроту приобретают вопросы наставничества, преемственности в научно-образовательном сообществе как основы развития академического мира. И в этой связи решение проблем подготовки новых кадров для науки и образования имеет особую актуальность.

«Мы чувствуем ответственность и перед детьми и их родителями, и перед нашим научным сообществом — насколько мы, как наставники, способны вовлекать ребят в науку и насколько мы готовы формировать понятные горизонты по научным исследованиям и тематикам, чтобы всем участникам этого процесса развития науки и технологий было понятно, где они могут себя реализовать в профессии учёного. Для талантливых и одарённых ребят мы привлекли преподавателей и научных руководителей из числа ведущих учёных ЮФУ и научно-образовательного кластера Юга России. И только теперь, видя успехи выпускников СУНЦ ЮФУ, которые поступили в лучшие университеты страны и с первого курса занимаются там научными исследованиями, мы можем сказать, что мы справились», — поделилась Марина Боровская.

Президент ЮФУ упомянула также об очевидном отличии СУНЦ ЮФО от других таких же центров в других регионах: здесь набор происходит не только в 10-11 классы, но и в 7-9. Это позволяет опробовать на практике новейшие педагогические методики, разработанные в Академии психологи и педагогики ЮФУ, которые утверждают, что развивать у ребенка гениальность и склонность к науке можно с более раннего возраста.

Семиклассник, пробующий себя в профессии исследователя, имеет больше времени на «раскачку», на то, чтобы определиться, что именно ему интересно в науке, и в старших классах такой ребенок без тревоги готовится к экзаменам и поступает в университет с большим теоретическим и практическим багажом. При этом ребят помладше в СУНЦ ЮФУ не перегружают наукой, у них есть время на отдых и разнообразный досуг: они играют в интеллектуальные игры, занимаются спортом, ходят в бассейн и выражают себя через творчество.

«Наша задача — создать «культурный код», среду, которая будет благоприятствовать и привлечению талантов, и их развитию. Важна и окружающая обстановка — условия для жизни, учебы, занятий спортом, самореализации, и атмосфера. Чтобы создать ее, мы проводим масштабные мероприятия научной тематики, популяризируем науку, героизируем молодых исследователей. Для талантов важно заниматься продуктивной деятельностью, получать практические результаты или делать значимые открытия. Поэтому ЮФУ стремится показать им путь в большую науку, помочь поставить перед собой конкретные цели», — добавила Марина Боровская.

На круглом столе присутствовали представители Минобрнауки России, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, ректоры, проректоры ведущих российских университетов, на базе которых функционируют СУНЦ, руководители СУНЦ и жуналисты, задававшие экспертам свои вопросы.

По итогам выступлений ключевых докладчиков состоялась групповая дискуссия с участием аудитории мероприятия. Запись заседания круглого стола и информация об итогах проведения мероприятия будут размещены на информационных ресурсах Медиагруппы «Россия сегодня», в том числе на сайте проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» (www.sn.ria.ru), являющегося одним из ведущих в России информационных ресурсов по теме образования. Материалы по итогам круглого стола будут также размещены на портале СУНЦ.РФ.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73600

Дополнительные материалы по теме