В рамках совместного цикла передач радио КП-Ростов и ЮФУ «Говорит наставник» продолжаем беседовать с преподавателями Южного Федерального Университета из разных отраслей науки. И новым гостем студии КП-Ростов стал проректор по научной и исследовательской деятельности, доктор химических наук, директор Научно-исследовательского института физической и органической химии ЮФУ Анатолий Метелица.
Справка:
Анатолий Викторович Метелица имеет два высших образования, специализацию по радиофизике и химии, является экспертом РАН в области физической химии. Автор более 277 публикаций в российских и зарубежных журналах, обладатель 25 авторских свидетельств и патентов, автор более 200 докладов на российских и международных конференциях. Область научных интересов Анатолия Викторовича: фотоника, фотохимия, фотохромы, люминесценция, флуоресценция, оптическая память, трехмерная память, молекулярные переключатели, фотодинамические хемосенсоры и многое другое.
- Анатолий Викторович, первый вопрос, уже традиционный для этого цикла публикаций. Кого вы могли бы выделить в качестве наставников для себя?
- Могу выделить двух человек, которые коренным образом повлияли на мою деятельность: это, конечно, мой научный руководитель Минкин Владимир Исакович, академик Российской академии наук. Это человек, который ввёл меня в мир большой науки, у которого я научился не только профессиональным навыкам, но и человеческим качествам. В частности, тому, что надо оставаться принципиальным человеком в плане результатов. То есть ориентироваться на истинность, мерилом которой является эксперимент.
Второй такой человек - это французский коллега Жан-Клод Мишо, к которому я попал в 2000 году. Я работал с ним в Тулузе. Он ввел меня в мир международной науки. Мне посчастливилось выйти в такой профессиональный круг, в котором я нахожусь до сих пор. Я контактирую с коллегами, мы рецензируемой статьи, участвуем в конференциях. И это произошло благодаря ему, помимо того, что я научился многим практическим вещам, которые необходимы в работе.
- Как вам кажется, какие качества нужны человеку, чтобы стать хорошим наставником?
- Во-первых, наставник должен обладать желанием работать с молодыми людьми. Наставничество в том виде, в котором мы его понимаем, требует достаточно много времени. И, конечно же, помимо желания работать с молодёжью, надо быть профессионалом в своей области. Наставник должен быть лидером, экспертом, чтобы ученик верил ему и шел за ним. Ведь молодой человек учится у наставника не только профессиональным знаниям, он учится тому, как жить.
Поэтому такой набор: профессионализм, духовное лидерство и желание работать с молодёжью. Я бы так определил те качества, которые должны быть у наставника. То есть наряду с профессиональными качествами должны быть человеческие качества, за которые ученики уважают учителя.
- Чему за годы вашей деятельности вы старались научить студентов и более молодых коллег, помимо профессиональных знаний?
- Тому, чему я научился от своих учителей, от своих наставников - быть профессионалом, прежде всего профессионалом. Это значит исключить какие-то личностные взаимоотношения, личностные конфликты при решении профессиональных вопросов. Когда я начал работать во Франции, ко мне на рецензию стали приходить статьи, и эти статьи были, в том числе, от ученых, с которыми меня связывали дружеские или приятельские отношения. Я обратился к своему руководителю – как мне поступить, если я вижу, что не очень хорошо написана работа, но ее автор - мой хороший знакомый. Он ответил, что надо говорить правду, но без злобы, ведь этим я помогаю становиться лучше своим коллегам-ученым, а они в ответ помогут мне, когда заметят, что я в чем-то ошибся или мог сделать лучше. Этому я старался и стараюсь учить своих более молодых коллег: честности и уважению друг к другу.
- Вы – проректор по научно-исследовательской деятельности Южного Федерального Университета. Насколько тема наставничества и его развития в Южном федеральном университете сейчас актуальна? Есть ли какие-то новые проекты в университете, посвященные этой теме?
- Несомненно тема наставничества всегда актуальна, и она связана с традициями научных школ, которые в Южном Федеральном Университете уже существуют. Порой кажется, что на существующие научные школы мы обращаем меньше внимания, чем на нововведения, но наша основная задача - поддерживать сложившиеся научные школы. Нельзя отрываться от корней. То есть можно и нужно, конечно, делать эксперименты, создавать новые направления, но нужно и понимать, кто эти направления будет развивать - их будут развивать те люди, которые вышли из уже сложившихся научных школ. В своё время у нас возникли специальные гранты для поступления в аспирантуру. И определяющим критерием была связка: наличие научного руководителя у человека, который поступает в аспирантуру. То есть, чтобы уже во время обучения в магистратуре сложился такой тандем. Научным руководителям и аспирантам, которые работают вот так результативно и устойчиво, мы оказываем дополнительную финансовую поддержку. Грант получает руководитель, но все финансы идут на поддержку аспиранта с той целью, чтобы человек не искал место, где бы подзаработать, а занимался наукой. Всеми силами стараемся помочь ребятам в конце концов защититься и сделать такую работу, которая будет достойна
степени «кандидат наук».
- Анатолий Викторович, последний вопрос: чем можно дополнить сферу наставничества в том виде, в котором она сейчас устроена в высшей школе, на ваш взгляд.
- Я бы всё-таки, наверное, сказал, что следует более эффективно поддерживать научные школы, потому что тема наставничества включена в эту позицию. Если мы будем просто поддерживать «наставничество», то это значит вырывать из контекста некую проблему, а глобальная проблема состоит, на мой взгляд, в том, что нужно обратить внимание на существующие в настоящее время у нас в стране научные школы и поддерживать их более эффективно.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73120