Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
12.04.2023

Я и есть русский театр: как правильно читать Александра Островского, рассказала доцент ЮФУ

12.04.2023

12 апреля отмечается 200 лет со дня рождения великого русского писателя и драматурга, основателя русского национального театра Александра Островского. Почему его пьесы не теряют актуальности, рассказывает кандидат педагогических наук Южного федерального университета.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля по новому стилю) 1823 года в Замоскворечье. Его отец дослужился до дворянского чина, работая судебным стряпчим, и эту профессию передал сыну. Работая канцеляристом в разных московских судах, Александр сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, мещанами, купцами и мелким дворянством, он наблюдал, как родственники судятся за наследство, как пытаются вернуть долги с несостоятельных должников и многое другое.

Из этих склочных сюжетов литературно одаренный юноша создал не просто сатирические театральные зарисовки, а новый пласт русской драматургии. Александр Островский считал, что бытовая и историческая драматургия имеют наибольшее воспитательное значения для зрителей, которых не коснулось просвещение. Создавая для российских театров бытовой репертуар, он стремился к тому, чтобы зрители увидели себя со стороны, узнали на сцене себя и свои слабости и пороки, свои смешные стороны.

Доцент кафедры теории и истории мировой литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Татьяна Ушакова отмечает, что пьесы Островского построены таким образом, чтобы зритель поверил в возможность исправиться, измениться. Высокое общественное назначение литературы, по мнению драматурга, состоит в чисто просветительском намерении с помощью искусства «исправлять народ». А средством такого исправления должно быть не сатирическое обличение, а «соединение высокого с комическим», как некое противопоставление чистой сатире. 

«Литературное творчество Александра Островского существовало для театра, жило в нем. Художественный мир Островского органично вошел в новую русскую литературу и при этом сочетал в себе допетровские и допушкинские пласты сознания.  В своих произведениях автор рассматривал, как рушатся ценности страны. И поэтому каждая из его пьес имела реалистичный финал, чаще всего положительным финалом его развязки не назовешь. Для него главнее было показать в своих произведения реальную, а не вымышленную жизнь, отобразить жизнь русского народа, и, причем, он ее ничуть не приукрашал – а писал то, что видел вокруг себя, в чем хорошим помощником ему был его жизненный опыт», — рассказала Татьяна Ушакова.

14 февраля 1847 года 23-летний Александр Островский собирает у себя дома гостей и читает им небольшую пьесу «Картина семейной жизни», которую считает началом своего поприща.  Профессор Московского университета славянофил Степан Шевырёв торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

В ранний период своего творчества Островский стремился следовать критическому реализму, бывшему знаменем натуральной школы. В это время он пишет «Записки замоскворецкого жителя» и «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс…», а также пьесу «Банкрот», которая теперь известна под названием «Свои люди – сочтёмся». Эта пьеса имела большой успех в напечатанном виде в журнале «Москвитянин, но не была допущена к постановке в театре из-за острой социально-политической направленности.

Второй период творчества драматурга ознаменован интересом к фольклору, народному быту и обычаям. В 1852 году Островский и его единомышленники организовывают при журнале «Москвитянин» свою «молодую редакцию». В этот период созданы пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Их сразу ставят на сцене Малого театра в Москве.

В 1855–1860 годы, накануне отмены крепостного права Островский переходит на революционно-демократические позиции, к этому периоду относятся такие произведения как «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница» и «Гроза». Образы купцов-самодуров и их жертв заслонил героический характер Катерины, бросившей вызов «Тёмному царству».

«Четвертый период — зрелого мастерства Островского — самый продолжительный и монолитный. Его творчество 1861–1886 годов отличается разножанровостью, проникновением во все области жизни современников, во внутренний мир героев и их психологию. Пьесы этого периода до сих пор украшают репертуар театров: «Женитьба Бальзаминова», «Снегурочка», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» и другие. Вот и получается, начав пробу пера в стиле натуральной школы в 40-50-е годы Островский приходит к созданию тонкой психологической драмы в 70-80-е», — объяснила Татьяна Ушакова.

Иван Гончаров считал, что именно Островский достроил здание русского театра, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь.

«Мы, русские, с гордостью можем сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театром Островского», — пишет Иван Гончаров. Да и сам драматург не отделял себя от русского театра, подтверждение тому его слова: «Я и есть русский театр».

«И это не преувеличение: он не только написал для театра 47 пьес – целый репертуар! – он знал театр сверху донизу: как руководить театром, формировать репертуар, готовить актеров, репетировать пьесу, бороться за достойную оплату труда, помогать состарившимся или попавшим в беду театральным служащимд», — подчеркнула Татьяна Ушакова.

Доцент ЮФУ добавила, что до Островского репертуар русских театров XIX века составляли в основном переводные пьесы и водевили-однодневки. Островский же сумел совершить в области драматургии такой же прорыв, какой Пушкин, Гоголь, Лермонтов совершили в области поэзии и прозы.

В то время, как литература искала «обратную связь» с обществом, для Островского эта проблема была решена. Он был способен передавать свой текст живым голосом актера, его сценическим самочувствием в роли, реакцией зала. Это был театр, где на сцене зритель видел не игру, а живое общение актеров и саму жизнь.

«Да и текст Островского обладает каким-то почти физическим качеством заразительности, запоминаемости. Он как бы был рассчитан на то, чтобы публика, расходясь из театра, уносила эти фразы с собой, перебрасывалась ими, чтобы они были у всех на устах, разлетались на крылатые выражения. Не только актеры-современники драматурга, но и актеры нашей эпохи не раз говорили о том, как сразу «ложится» текст реплик, почти не требуя запоминания», — рассказала Татьяна Ушакова.

На вопрос, как правильно читать Островского, Татьяна Васильевна отвечает, что его пьесы нужно прежде всего смотреть в театре, причем в разных постановках. Сам Островский считал, что пьесу нужно обязательно увидеть на сцене, чтобы оценить её достоинства и понять, что хотел сказать автор. Но имеет смысл прочесть и опубликованный текст пьесы, чтобы в итоге прийти к собственному диалогу с драматургом.

«Родовая специфика пьес и состоит в том, что они пишутся для постановки на сцене. Это своеобразное сотворчество драматурга и режиссера, который определяет, что делает каждый герой в той или иной сцене, как и куда он перемещается, что держит в руках, с каким выражением произносит реплики, монологи. Поэтому и такие разные спектакли по одним и тем же пьесам в разных театрах, дело в режиссерском видении, интерпретации», — поделилась Татьяна Ушакова.

Ставить Островского в наше время одинаково любят как режиссеры традиционалисты, так и новаторы, и с каждым новым режиссерским виденьем пьесы начинают жить новой жизнью. Ставят его и заграницей, ведь переводом своих пьес на французский, испанский, итальянский, английский и немецкий он, будучи полиглотом, занимался сам. А на русский он перевел Гольдони, Макиавелли, Сервантеса и Шекспира.

В Южном федеральном университете работает студенческое научное общество «Русская классика глазами иностранного читателя», и одно из ближайших заседаний СНО будет посвящено разным постановкам-интерпретациям и киноэкранизациям пьес Островского режиссерами XX–XXI веков.

Интересующимся доцент ИФЖиМКК ЮФУ Татьяна Ушакова рекомендует познакомиться с литературоведческими статьями Щелыковских чтений 2016 года «А. Н. Островский и театральная культура конца XVIII – первой половины XIX века».

Среди всего множества цитат из пьес Александра Островского, ставших крылатыми выражениями, Татьяна Васильевна выделила две:

«Счастье не пойдёт за тобой, если сама от него бегаешь» — Бесприданница.

«Чудесного много на свете, только мы не хотим заметить его» — На всякого мудреца довольно простоты.

 

Автор текста: Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/71744

Дополнительные материалы по теме