Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
23.01.2023

Покажи мне свой почерк — и я скажу, кто ты: эксперты ЮФУ о тайнах ручного письма

23.01.2023

Международный день ручного письма или День почерка ежегодно отмечается 23 января. Праздник был учрежден Ассоциацией производителей пишущих принадлежностей, чтобы напомнить об уникальности ручного письма, необходимости его сохранения и неповторимости почерка каждого человека.

 

Кто бы мог подумать, но за различными закорючками и вензелями, черточками и прочими формами нашего письма скрывается множество тайн. Почерк, как особый шифр индивидуальности каждого человека может рассказать много интересного и даже то, что мы раньше и не знали о себе.

Формирование почерка происходит постепенно, и не сразу мы добиваемся идеальных линий. Вспомним начальную школу и старые добрые прописи, исписанные нетвердой детской рукой. А ведь именно с прописей все и начинается.

Прописи возникли примерно триста лет назад и были связаны с копированием (переписыванием) образцов текста. На разных этапах развития отечественного образования менялось значение прописей в обучении.

«Старинные прописи («надписи») при обучении письму были главным, единственным руководством. Но они были очень трудными для детей, поскольку в представлении образцов письменных знаков не соблюдался основной принцип обучения – от легкого к трудному. Дети начинали писать трудные для написания заглавные буквы и только потом переходили к более простым строчным знакам», — рассказывает доцент кафедры начального образования Академии психологии и педагогики ЮФУ Татьяна Гусева.

В Советской школе прописи в период обучения грамоте играли особую роль в реализации уроков чистописания, которые существовали с 30-х годов XX века до конца 60-х. На заре советской педагогики над разработкой методики чистописания и прописями трудились целые институты, в которых работали не только педагоги, психологи и методисты, но и нейрофизиологи. Каждое движение выверялось, каждый штрих был целесообразен. Специально рассчитывался оптимальный угол наклона, а отличие в усилии при написании различных элементов письма ставило целью не бессмысленное украшательство, а рациональное сочетание напряжения и расслабления мышц руки.

По словам эксперта, современные прописи построены в соответствии с требованиями генетического метода, но отличаются более четкими и простыми формами букв, а также новым содержанием слов и предложений. Первый этап в обучении письму – аналитический – один из самых сложных, его основным компонентом является вычленение отдельных элементов действия и овладение ими. Современные прописи помогают сделать этот этап более осознанным, направить на усвоение учащимися определенного способа действия.

«Формирование навыка письма – процесс длительный и индивидуальный: у каждого результат появляется в разное время. Оценивая успешность работы ребенка, можно на каждой странице прописей увидеть его продвижение в овладении письмом на начальном этапе обучения грамоте. Таким образом, эффективность использования прописей в начале обучения письму младших школьников определяется физиологическими и психологическими особенностями младшего школьного возраста и сложностью письма как одного из важных и необходимых видов речевой деятельности», — поясняет Татьяна Гусева.

Вместе с нашим почерком мы словно оставляем свой след на листе бумаги, даже наша подпись играет не последнюю роль, и особенно это важно, когда возникает необходимость проведения специального криминалистического исследования документа. Как объясняет доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Юридического факультета ЮФУ Елена Фролова, в рамках криминалистики решаются сугубо практические вопросы, например идентификация человека, кто именно выполнил конкретную запись. Кроме того, можно провести некую диагностику и выяснить, какими были внешние условия записи, в каком психологическом состоянии находился человек, а также примерный возраст, пол человека и его уровень образования.

Несмотря на то, что мы все учимся писать по одним и тем же прописям, наши физиологические и психологические особенности формируют наш почерк по-разному. И благодаря почерковедческой экспертизе можно найти автора любого письма.

В эпоху цифровизации мы все меньше пишем от руки, большинство информации теперь сохраняется в электронном формате, и от этого теряется  индивидуальность каждого человека. Почерк делает нас уникальными, не похожими друг на друга — в этом и есть ценность ручного письма!

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70907

Дополнительные материалы по теме