Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
18.09.2022

Маяковский приезжал тринадцать раз: эксперт ЮФУ назвала 5 локаций Ростова-на-Дону, связанных с великими русскими поэтами

18.09.2022

Столица Ростовской области отмечает 273-летие. Через какие адреса стоит проложить маршрут своей прогулки по Ростову-на-Дону, чтобы погрузится в атмосферу Серебряного века русской литературы, рассказала филолог Южного федерального университета.

В начале ХХ века Ростов-на-Дону становится центром культурной жизни. Во-первых, через него, как через «ворота на Кавказ», поэты и писатели держат свой путь «на воды», во-вторых, сюда целенаправленно приезжают выступать, в-третьих, имена некоторых известных литераторов биографически связаны с городом. В рамках проекта «5things» 5 важных «лтературных» точек на карте донской столицы назвала Светлана Калашникова, доцент кафедры теории и истории мировой литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ.

Владимир Маяковский — Зал Дома печати (пр. Ворошиловский, 20), Театр Красной Армии (ул. Серафимовича, 88)

Впервые Владимир Маяковский посетил Ростов еще в 1914 году, с тех пор продолжил сюда приезжать — целых тринадцать раз. Вот и 7 февраля 1926 года знаменитый футурист выступает перед писателями и поэтами Донского края. В зале Дома печати на углу Суворова и Ворошиловского нет свободных мест — наполнен под завязку. В 1950 году на фасаде здания даже установят мемориальную доску об этом событии. После войны здесь откроют гостиницу «Южная». На первом этаже разместится кукольный театр. Сегодня это здание занимает офис «Газпром межрегионгаз».

Последнее выступление Маяковского в Ростове-на-Дону прошло вечером 23 ноября 1927 года в здании Театра Красной Армии — старом здании ростовского театра музыкальной комедии, где до революции находился Клуб приказчиков. После революции здесь последовательно размещались клуб Табачников, профсоюзная школа и Театр Красной Армии, в котором и выступал поэт.

Сергей Есенин — Клуб «Колизей» (ул. Большая Садовая, 71)

В те же самые годы, когда Ростов принимал (или точнее, не принимал) Маяковского, здесь был триумфально встречен Сергей Есенин, которому устроили настоящую демонстрацию. Его вынесли на руках прямо на Садовую из клуба «Колизей», в котором он выступал (бывший кинотеатр «Буревестник», сейчас «Центр общественных связей и коммуникационных технологий ЮФУ»). Во время чтения стихов в переполненном зале все держали в поднятых руках зажжённые спички, зажигалки, бенгальские огни, как это делают на современных рок-концертах.

Велимир Хлебников — Подвал поэтов (пер. Газетный, 46)

Еще одно легендарное поэтическое место в Ростове-на-Дону — «Подвал поэтов» на Газетном, где, якобы, в 20-е годы прошлого столетия выступали и Хлебников, и Есенин, и Маяковский.

Само строение было возведено в середине XIX века. Сначала одноэтажное, впоследствии оно подросло еще на два этажа. В нем располагался доходный дом с магазинами и отделением банка, в подвале было устроено кафе, где на малюсенькой сцене выступали поэты-ничевоки — сам Велимир Хлебников, а также проходили спектакли по его пьесе «Ошибка смерти».

Впрочем, краеведы склонны оспаривать эту версию, обоснованно утверждая, что та самая столовая-эстрада располагалась здесь: «…полуподвал на углу Садовой улицы и Таганрогского проспекта под самым высоким зданием в Ростове, принадлежащим галошной фирме «Проводник»» — нынешний ЦУМ. Но некоторым ростовчанам уж очень хочется, чтобы поэты собирались по тогдашнему адресу: переулок Казанский, 40 (нынче Газетный, 46), и непременно в том самом подвале, где после Великой Отечественной устроили самый большой в городе общественный туалет.

Осип Мандельштам — Семашко, 38

Зимой 1922 года в Ростов-на-Дону приехал Мандельштам. Планировалось, что он выступит в здании консерватории, но зал оказался занят. Арендовали помещение на проспекте Семашко, 38. Поставили деревянные скамьи, построили помост, над которым висел синий плюшевый занавес. Осип Эмильевич вышел на эстраду в белой рубашке и, немного приподнимаясь на носках, начал читать стихи. На вырученные деньги на складе Центросоюза он купил шубу и по этому поводу написал рассказ. Ростов был охарактеризовал им как «старый русский митрополичий город».

Николай Гумилев — Театральная мастерская (ул. Большая Садовая, 27)

В годы Гражданской войны через Ростов проезжал Гумилев и возле вокзала увидел на афише название своей пьесы «Гондла», проходившей в «Театральной мастерской». Здание, где она располагалась, известно как Дом Черновой. По легенде, это была одна из блестящих красавиц Ростова, и особняк — подарок ее поклонника, богатого ростовского купца. Дом Черновой до сих пор остается одним из красивейших старых зданий в городе. Поэт заехал туда и даже пригласил театр на гастроли в Санкт-Петербург, но, когда ростовчане приехали, Гумилева, обвиненного в участии в контрреволюционном заговоре, уже не было в живых.

Некоторые студийцы стали потом знаменитыми. Например, Антон и Евгений Шварцы, впоследствии чтец и драматург соответственно.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69653

Дополнительные материалы по теме