Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
15.04.2022

Донские традиции и казачьи свадьбы: Международный день культуры

15.04.2022

Заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета Екатерина Липец рассказала о культуре донского края, казачьих свадьбах и народном творчестве

Международный день культуры имеет интересную историю появления. И связан он с именем нашего художника, писателя, философа - Николая Рериха. Он был убежден, что культура является главным двигателем прогресса общества и инструментом единения вне зависимости от возраста, вероисповедания, нации и этноса.  В 1931 году он инициировал на международном собрании учреждение Всемирного дня культуры. Его аргументы были такими: погружение в культуру, культурный обмен и призыв к защите памятников культуры и искусства, всего того прекрасного, что создано человечеством. Он представил это в виде общественного проекта, который получил название «Пакт Рериха». Он также предложил знамя. В поддержку Рериха выступили виднейшие деятели своего времени: Эйнштейн, Т. Манн, Г. Уэллс, Б. Шоу, Метерлинк, Р. Ролан, Р. Тагор и другие. В 1935 году документ был подписан, однако широкого распространения не получил. В 1998 году Международная лига защиты культуры выступила с инициативой учредить Всемирный день культуры, а в качестве даты предложила 15 апреля — дату подписания Пакта Рериха.

«Сегодня суть Всемирного дня культуры – культурное международное сотрудничество без границ, взаимообмен и защита культурного наследия. Полное название праздника, которое, редко используется полностью — Всемирный день культуры под Знаменем Мира. Его можно увидеть над зданиями штаб-квартир ООН в разных городах мира и представляет собой символ прошлого, настоящего и будущего человечества с его достижениями», – рассказала заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук ЮФУ Екатерина Липец.

2022 год объявлен в России годом нематериального культурного наследия. По словам эксперта, культурные и национальные традиции обеспечивают связь поколений.  Есть много достойных представителей, которые посвящают жизнь их сохранению. Согласно определению ЮНЕСКО, «нематериальное культурное наследие – это знания, навыки, обычаи и представления, а также связанные с ними артефакты, предметы, инструменты и культурные пространства, признанные отдельными лицами и группами лиц частью их культурного наследия».

«Нематериальная культура напрямую связана с материальным культурным наследием народа. Традиционно она передается из поколения в поколение, чем обеспечивает преемственность поколений. Это важно для культурной идентичности народа, толерантного отношения к творчеству других народов. В условиях многонационального государства этот посыл не теряет актуальности», – отметила Екатерина Липец.

Нематериальное культурное наследие представлено следующими универсалиями: язык народа, народные и национальные праздники, обряды, ритуалы, верования, навыки, традиционные ремесла и промыслы.

Культура донского края связана с культурой казаков, но не стоит забывать, что наш регион многонациональный и широко представлен различными диаспорами.

Культурных традиций очень много. Каждая из них отражает отдельные характеристики быта и уклада этих народов. Так, например, у донских казаков широко была распространена традиция жить большими семьями, несколько поколений под одной крышей. Особенное почтение было к старшим в роду. Это почтение впитывалось подрастающим поколением с самого юного возраста.

«Женщина вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, причем чем больше их было в семье, тем лучше. Если в семье рождался мальчик, то он получал в дар оружие. Как правило, дед дарил внуку шашку или ружье. Это символическое отношение говорило о признании в нем будущего воина», – поделилась эксперт.

Не менее интересны традиции казачьих свадеб. Так, церковный обряд венчания стал широко применяться только в конце XIX века. Обычно свадьбы гуляли два раза в год: осенью и зимой. Дата не должна была совпасть с православным постом, а процесс сватовства шел в несколько этапов.

«Первый этап знакомства будущих мужа и жены-смотрины. Сваты рассказывали о красоте невесты, ее трудолюбии и многочисленных достоинствах, приглашали девушку предстать во всей красе и спрашивали, как ей жених. Далее шло сватовство: устанавливалась договоренность о выкупе за невесту, обговаривались дата и детали свадьбы. Третий этап – подушки. Сопровождая песнями и плясками, приданное невесты перевозилось в дом жениха. Надо отметить, что все этапы сопровождались гуляниями. Свадьба отмечалась с размахом, обязательно накрывались столы с большим количеством угощений. Донская кухня тоже сформировала свои традиции», – поделилась Екатерина Липец.

В каждом регионе нашей страны существуют свои нематериальные культурные ценности, которые представлены в экспозициях музеев, коллективами народного творчества, народными мастерами и промыслами, устным народным творчеством. Донской край не исключение, он имеет свой колорит и большой багаж нематериального культурного наследия. Основной посыл народного творчества донских казаков отражается в фольклоре и ремесле, связанном с военным делом. Устное народное творчество широко представлено в преданиях, былинах, поговорках, сказках. Особенность донского фольклора также заключается в том, что он очень тесно связан с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, инициацией, свадьбой, проводами, обрядами погребения.

«Нематериальное культурное наследие представляет собой совокупность всех культурных достижений, все самое ценное созданное за весь период существования человечества. Каждый народ должен знать свое наследие, беречь и уважать.  Оно оказывает огромное влияние на воспитание человека, формирует его духовность, взгляды, увлечения, идеи, то есть формирует как личность. Конечно, это позволяет говорить и о формировании национального самосознания и духовного возрождения народа. В многонациональном обществе это особенно актуально, поскольку без знания традиций, культурных ценностей невозможно единение общества и формирование патриотизма», – подытожила Екатерина Липец.

Южный федеральный университет, как классический вуз, уделяет большое внимание гуманитарным направлением, в том числе в области культурологии, регионоведения и социальных наук. Так, в 2021 году в ЮФУ стартовал проект «Этнокультурный код ЮФУ». Он был создан по инициативе студентов в целях укрепления межнациональной и межконфессиональной дружбы среди молодежи Юга России. За период с начала реализации проекта было проведено множество мероприятий, посвящённых культуре, истории и традициям разных народов. «Этнокультурный код ЮФУ» дает возможность не по учебникам узнавать историю, культуру и традиции народов, проживающих на Дону.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/68422

Дополнительные материалы по теме