Сотрудники научно-конструкторского бюро цифровой обработки сигналов Южного федерального университета разработали важнейшую отечественную систему для мониторинга подводной обстановки, проведения поисково-спасательных и гидрографических работ
При этом серийного выпуска подобных отечественных разработок, необходимых для решения различных задач народного хозяйства и оборонного комплекса страны, на данный момент не существует.
Важнейшим направлением исследований в Научно-конструкторском бюро цифровой обработки сигналов Южного федерального университета (НКБ ЦОС ЮФУ) является разработка и создание многолучевых эхолотов (МЛЭ) и впередсмотрящих гидролокаторов (ВСГЛ) с цифровой пространственно-временной обработкой гидроакустических сигналов.
Многолучевой эхолот с цифровой обработкой сигналов (ЦОС), разработанный сотрудниками НКБ ЦОС ЮФУ под руководством директора-главного конструктора Игоря Марковича, предназначен для подводного мониторинга. Он позволяет повысить эффективность проведения работ и вероятность распознавания подводных объектов на большой глубине и при различных гидрографических условиях.
«В МЛЭ используются перспективные методы и алгоритмы ЦОС. Вычислительная часть реализуется на современной элементной базе – цифровых процессорах и программируемых логических интегральных схемах, позволяющих перепрограммировать вычислительную среду под решение любой задачи», – отметил директор-главный конструктор НКБ ЦОС ЮФУ Игорь Маркович.
Другая разработка, впередсмотрящий гидролокатор или локатор препятствий (ЛП) универсального многоканального буксируемого комплекса предназначен для отображения подводной обстановки в реальном времени с целью предупреждения столкновения с подводными препятствиями.
Локатор обладает необходимой дальностью обнаружения, разрешением и сектором обзора для совершения маневра при обнаружении расположенных впереди препятствий. Для усовершенствования разработки в будущем ученые планируют ввести режим зондирования ЛЧМ сигналов с изменением знака девиации частоты. В таком режиме локатор позволит вычислять уточненную дальность до цели, её скорость и направление движения.
«Значимость нашего проекта заключается в создании отечественных образцов гидроакустических систем и комплексов, предназначенных для мониторинга подводной обстановки, поиска, обнаружения и классификации объектов различного происхождения, находящихся в толще воды или на поверхности дна, проведения поисково-спасательных работ терпящих бедствие судов и подводных объектов, а также для выполнения гидрографических и картографических работ. Особый интерес представляет использование авиационных носителей комплексов – самолетов-амфибий, обеспечивающих высокую оперативность проведения поисково-спасательных работ. Разработкой отдельных образцов МЛЭ в нашей стране занимается несколько предприятий (в том числе, и НКБ ЦОС ЮФУ), однако серийно выпускаемых отечественных МЛЭ на сегодняшний день нет», – рассказал Игорь Маркович.
В НКБ ЦОС ЮФУ совместно с ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» уже около 14 лет планируется заключение работы на создание МЛЭ для самолетов-амфибий. Размещение МЛЭ на самолетах-амфибиях позволит создать перспективный комплекс для оперативного проведения поисково-спасательных работ, спасения людей на терпящих бедствие судах и подводных аппаратах, выполнения других работ для народного хозяйства и оборонного комплекса страны.
«Программа импортозамещения существует в стране уже несколько лет. Очевидна необходимость собственного производства МЛЭ и ВСЛП. Однако до сих пор эта задача не решена. В настоящее время актуальность отечественных разработок МЛЭ и ВСГЛ, решающих задачи гражданского и специального назначения, резко возросла», – поделился Игорь Маркович.
Потенциальными заказчиками МЛЭ и ВСГЛ являются АО «Южморгеология», ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», АО «Авиаавтоматика им. В.В. Тарасова», АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «Концерн «НПО «Аврора», ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и другие предприятия РФ.
Сотрудниками НКБ ЦОС ЮФУ уже разработано несколько экспериментальных и опытных образцов МЛЭ и ЛП. ЛП установлены и успешно эксплуатируются на океанографическом исследовательском судне проекта 22010 «Янтарь».
Дальнейшие разработки будут вестись в рамках стратегического проекта ЮФУ «Интеллектуальные технологии управления и обработки информации в перспективных роботизированных комплексах и гибридных системах» как части программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/68085