Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
12.12.2021

Россия отмечает День Конституции: профессор ЮФУ объяснил, почему этот праздник важен для страны

12.12.2021

Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года была принята первая Конституция Российской Федерации

В 28 годовщину со Дня принятия Конституции Российской Федерации заведующая кафедрой государственного (конституционного) права Южного федерального университета, доктор юридических наук, профессор Жанна Овсепян рассказала об истории и значении главного закона страны.

Конституции есть во всех современных государствах и повсеместно они являются источником права номер один, обладающим высшей юридической силой: ни один другой закон, иной нормативный акт данного государства не должен противоречить Конституции. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года на референдуме, объявленном Указом Президента РФ (в тот период - Ельцина Б.Н.), от 15.10.1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». В постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». 12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по представленному Президентом Российской Федерации проекту Конституции Российской Федерации.

На основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах голосования по проекту Конституции Российской Федерации «Центральная избирательная комиссия РФ определила, что во всенародном голосовании приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 процента. За принятие Конституции РФ проголосовало 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4 процента избирателей, принявших участие в голосовании. Против принятия Конституции РФ проголосовало 23 миллиона 431 тысяча 333 избирателя, или 41,6 процента избирателей, принявших участие в голосовании.

На основании протокола Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 1993 года о результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановила: «Признать всенародное голосование 12 декабря 1993 года по проекту Конституции Российской Федерации состоявшимся. Признать, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием».

Ныне Конституция 1993 года действует в редакции изменений и дополнений. Большой пакет таких поправок в нее был внесен Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1- ФКЗ. «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Этот Закон был принят по инициативе Президента РФ Владимира Путина на основе процедур, предусмотренных статьями 134-136 Конституции РФ: «одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы» и вступил «в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации» (ч.2 ст. 108, ст. 136 Конституции).

Однако впоследствии политико-правовая легитимность была усилена также еще двумя процедурами, предусмотренными ст. 3 названного Закона. Во-первых, подписав 14.03.2020г. Закон РФ о поправке к Конституции, Президент Российской Федерации обратился с запросом в Конституционный Суд РФ: «дать заключение о соответствии (несоответствии) положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений данного Закона, а также о соответствии (несоответствии) Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона». Необходимость соответствующего запроса была предусмотрена «частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» обязанность Конституционного Суда Российской Федерации». Во-вторых, во исполнение положений ч.4 ст.3 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020, был издан Указ Президента РФ от 17 марта 2020 г. N 188"О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" и Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 марта 2020 г. № 244/1804-7 “О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.

В связи с ковидными ограничениями, голосование по поправкам в основной закон проходило с 25 июня по 1 июля 2020 года. После обработки 100% протоколов итоговая явка участников голосования составила 67,97%. За принятие поправок проголосовали 77,92% (почти 58 миллионов россиян), против – 21,27% (около 16 миллионов человек). Опубликовано постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 3 июля 2020 года № 256/1888-7 «О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», где констатировалось, что в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, состоявшемся 1 июля 3 2020 года, приняли участие 74 114 217 граждан России. На вынесенный на общероссийское голосование вопрос «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» ответили «Да» 57 747 288 жителей страны, что составляет 77,92 % от числа граждан РФ, принявших участие в общероссийском голосовании.

Особый статус Дня принятия Конституции 1993 года был установлен в Указе Президента России Бориса Ельцина от 19 сентября 1994 г. N 1926 «О дне Конституции Российской Федерации», где было сказано: «Объявить 12 декабря - день принятия Конституции - государственным праздником - Днем Конституции Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О днях воинской славы и памятных датах России»- 12 декабря, День принятия Конституции РФ в 1993 году, включен в перечень памятных дат РФ. Трудовой кодекс не относит День принятия Конституции к нерабочим праздничным дням, однако, по календарным показателям 12 декабря 2021 года «выпадает» на воскресенье, то есть является праздничным днем.

Давая оценки концептуальных идей Конституции РФ 1993 года, отметим, что в первоначальной ее редакции она закрепила многие западные ценности, провозгласила новые (в сравнении с советскими конституциями) основополагающие демократические принципы, как: «разделение властей»; республиканская форма правления; правовое демократическое государство; в ней сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; провозглашен принцип социального государства, для которого человек, его права и свободы – есть высшая социальная ценность; провозглашены многообразие и равная защита всех форм собственности, включая частную собственность (которая в социалистический период отечественной истории не признавалась); идеологический и политический плюрализм (многообразие), провозгласила многопартийность; децентрализованный федерализм и местное самоуправление. В перечне основополагающих принципов конституционного строя государства объявлено верховенство Конституции над всеми органами и должностными лицами публичной власти; подтверждается ее высшая юридическая сила в сравнении с законами и иными нормативными актами, в том числе высшая юридическая сила Конституции по отношению к указам Президента РФ. Новым в сопоставлении с конституциями советского периода явился введенный в текст Конституции РФ 1993 года принцип, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России», что международные договоры РФ имеют более высокую юридическую силу в сравнении с законами РФ; что основные права и свободы (в том числе предусмотренные общепризнанными принципами и нормами международного права) «являются непосредственно действующими в РФ» и т.д.

Принятие Закона о поправке к Конституции РФ (от 14 марта 2020 года) явилось большим прорывом в российском конституционном развитии. Если в первоначальной редакции (1993 года) Конституция РФ была ориентирована на восприятие западных ценностей, либерально-демократических конституционных идей – о демократических принципах взаимоотношений государства, общества и индивида, об основных правах и свободах, что весьма значимо, то в связи в связи с поправками 2020 года, которые были внесены в ее текст, Конституция РФ стала более «русскоцентричной», Российской Конституцией. С принятием поправок 2020 года в Конституции РФ введены нормы и принципы, отражающие специфические признаки национальной (государственно-правовой) и национально-культурной идентичности многонационального народа Российской Федерации, сформулированные как нормы о его политическом, историческом, правовом и культурном единстве, что актуально для конституции национального государства с учетом вызовов и рисков усиливающейся международной глобализации. Так, с 2020 года в Конституции РФ закреплены такие новые положения, сформулированные в ст.67.1, как:

2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.

3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения" (ч.2-4 ст.67.1 Конституции 1993г. в ред. ФЗ от 14 марта 2020г.)

В связи с поправками в Конституцию РФ, внесенными Законом 2020 года закрепляются гарантии статусов языков, в то же время закрепляется особый статус русского языка как фактора государственного единства народов России.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

В Конституции сказано о государственной поддержке и охране культуры в России как уникального наследия ее многонационального народа (ч.4 ст. 67.1 Конституции). На конституционном уровне закреплено, что: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности" (чч. 2,3 ст. 69 Конституции РФ 1993г., в ред.2020г.).

В Законе РФ о поправке к Конституции РФ (2020 года) можно найти ответ на вопрос об особенностях российской национально-культурной идентичности и по критерию гендерной составляющей. Отражено представление, являющееся традиционным в России, согласно которому отрицается доминирование только одного из начал и критически оценивается европейская культура «с ярко выраженным мужским типом: рационализмом, агрессивностью, подавлением чувственного начала», поскольку это нарушает изначальное единство мужского и женского, «ведет к утрате равновесия и гармонии, к кризисным явлениям в культуре». В этой связи обращает внимание закрепление в Законе РФ о поправке к Конституции определения понятия «брака» «как союза мужчины и женщины» (п. ж.1 ст.72 в редакции Закона о поправке к Конституции, 2020 года).

В связи с принятием Закона о поправке к Конституции от 14 марта 2020 года в конституционный текст впервые введены такие понятия, как социальное партнерство и социальная солидарность, сказано, что: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность." (ст. 75.1 Конституции РФ 1993г., в ред. 2020 г.) Впервые в конституционном тексте (в связи с поправками 2020 г.) в России закреплены такие понятия, как: «сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью» (ст.72 Конституции).

С 2020 года на конституционном уровне (а не только в текущем законе) формулируются важнейшие социальные обязательства государства: сказано, что «Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации» (ст.75 ). Новыми являются и положения о государственных гарантиях пенсий, что повышает ответственность государства и в этой сфере социальных обязательств. В Конституции сказано: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом» ( ч.6 ст.75 Конституции РФ 1993г. в ред. 2020 г.)

С принятием Закона о поправке к Конституции РФ получили развитие гарантии обеспечения государственного суверенитета России, предупреждения разрушительных для современного национального государства (в том числе для России) угроз и рисков, возникающих в процессе международной глобализации - через совершенствование организации и функционирования публичной власти в РФ; а также в предмете Закона о поправке к Конституции получили расширенное закрепление нормы о государственном суверенитете, понимаемом как верховенство государственной власти в сфере осуществления внутригосударственного управления.

 Особо в этой связи можно отметить такую новеллу, как конституционная легитимация Государственного Совета (органа, в состав которого входят главы исполнительной власти всех субъектов РФ) и введение в конституционный текст такого понятия , как «публичная власть». Как следует из Федерального закона от 08.12.2020 N 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации», соответствующие меры направлены на то, чтобы «федеральные 7 органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности», эффективно «в конституционно установленных пределах на основе принципов согласованного функционирования и устанавливаемого на основании Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия», осуществляли свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства (ст. 2 ФЗ).

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/67376

Дополнительные материалы по теме