Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
24.09.2021

Научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» открылся в ЮФУ

24.09.2021

23-25 сентября на базе ЮФУ и при участии ведущих университетов России, академических и индустриальных партнеров проводится III Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке». Мероприятие приурочено к Году науки и технологий в РФ, а также Году педагогической науки и образования в Южном федеральном университете

Организаторами форума выступают Южный федеральный университет, Совет ректоров вузов Юга России и Российская академия образования. Форум проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. Академические партнеры - Университет «Сириус», ВДЦ «Смена», Университет НТИ 2035.

С приветственными адресами к участникам форума обратились Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, АНО «Россия – страна возможностей, Ассоциация ведущих университетов.

«В Год науки и технологий Форум посвящен значимой проблематике научных исследований в сфере образования, в подготовке педагогических и исследовательских кадров. Уверен, что профессиональному педагогическому сообществу удастся содержательно обсудить вопросы поддержки фундаментальных и прикладных психолого-педагогических исследований, а также модернизации системы аттестации научно-педагогических кадров», - отметил в поздравительном адресе министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравил ЮФУ с 90-летием педагогического образования в Южном федеральном университете и всей Ростовской области.

«Представляю лучшие университетские педагогические практики, Форум наглядно демонстрирует потенциал российской высшей педагогической школы, собирая на своих площадках ее лидеров и талантов, которыми гордится вся страна», - написал в поздравительном адресе Сергей Кравцов.

Президент Российской академии образования РФ Ольга Васильева в приветственном слове сказала, что важно по результатам форума профессиональное сообщество осмыслило и обсудило Декларацию Союза ректоров России, посвященную вопросам подготовки педагогических кадров, проанализировали и представило предложения к обсуждаемому на уровне академии проекту Концепции подготовки педагогических кадров.

«Представляется значимым сформировать актуальную исследовательскую повестку в сфере образования, соответствующую научным приоритетам Российской академии образования, тематикам Программы фундаментальных исследований в РФ и разделяемую вузовским сообществом.  Можно рассчитывать, что по результатам работы будут поддержаны инициативные исследовательские проекты, которым посвящены отдельные секции и круглые столы, а события деловой программы позволят продолжить работу не только по разработке востребованных педагогических и психологических технологий и методик, но и по их распространению в повседневной практике образовательных учреждений», - рассказала Ольга Васильева.

«Сегодня открывается одна из ключевых дискуссионных площадок по направлениям и осмыслению классического педагогического образования. Для нас это крайне важно, потому что этот год ознаменован юбилейной датой – 90-летием педагогического образования в Южном федеральном университете и всей Ростовской области. Конечно, Ростовский педагогический институт исторически выделился из Северо-Кавказского государственного университета, тем самым наследуя тот университетский ген, который сегодня отличает подлинное педагогическое образование. В этом смысле создание Южного федерального университета – вуза, который решает большие задачи для больших территорий, – важный шаг, ведь где, как ни здесь мы можем обсудить эволюцию педагогического образования. Риторика, которая сегодня звучит относительно определения типов, моделей развития университета, конечно, прежде всего, определяет перспективные формы организации высшего образования», – отметила ректор ЮФУ Инна Шевченко.

Проведение форума поддержано Ассоциацией ведущих университетов, Ассоциацией педагогического образования, Ассоциацией инклюзивного образования, Общероссийским народным фронтом, федеральным проектом «Новая школа» партии «Единая Россия».

Депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя комитета по образованию и науке Лариса Тутова присоединилась к форуму по видеосвязи, обратившись к участникам форума с приветственным словом:

«Мы традиционно привыкли считать, что педагог – это хранитель устоев, который обеспечивает культуру воспроизводства знаний, восстанавливает непрерывность исторической памяти. Именно педагоги сеют разумное, доброе, вечное. В условиях глобальных вызовов нам очень важно сохранить эту миссию. Форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» – значимая экспертная площадка, которая объединила всю педагогическую общественность, полноценное профессиональное психолого-педагогическое сообщество. Нам необходимо осмыслить ценностные основания, опыт реформирования, приоритеты, направления трансформации системы педагогического образования – в глобальном, и национальном контекстах».

Первый форум, посвящённый памяти академика РАО Е. В. Бондаревской, был инициирован университетом в 2018 году. В 2020 году участниками форума стали 600 ученых из 59 субъектов РФ и 12 стран ближнего и дальнего зарубежья. По итогам форума была издана коллективная монография «Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития», а также разработана и представлена экспертному сообществу общественно-профессиональная Стратегия развития системы непрерывного педагогического образования в РФ до 2030 года.

Советник Министра просвещения Российской Федерации, заместитель руководителя Ассоциации развития педагогического образования Наталья Склярова отметила, что место и время проведения форума совпало с началом финального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», который сегодня стартует на донской земле.

«Президент РФ Владимир Путин громко заявил, что современный мир многополярен, и вернул нашей стране политический вес. Удержать эти позиции России на мировой арене можно только консолидированным сообществом, и роль педагогической науки здесь особенно значима. Именно мы находимся в непосредственном и постоянном контакте с учениками, студентами, семьями и являемся проводниками ценностных установок в гражданском обществе. Убеждена, что именно от семьи и учителя-педагога в большей степени зависит воспитание патриотизма среди подрастающего поколения», – рассказала Наталья Склярова.

«Мы хотим особенно отметить и поблагодарить Южный федеральный университет за то, что победу в конкурсе «Учитель года» одержал именно выпускник ЮФУ Михаил Гуров. Наверное, это еще раз свидетельствует о том, что на донской земле высоко развита система педагогического образования», – подчеркнул первый заместитель Министра общего и профессионального образования Ростовской области Андрей Фатеев.

В рамках форума проводятся пленарные заседания, сессии, дискуссии и круглые столы, на которых заявлен к обсуждению широкий круг вопросов научно-образовательной политики и исследовательской повестки в сфере образования, стратегии, институты и инструменты научно-образовательной политики в целях поддержки фундаментальных и прикладных психолого-педагогических исследований; модернизацию системы аттестации научно-педагогических кадров; модели, содержание и структуру научно-исследовательской и инновационной деятельности в сфере образования; подготовку исследовательских кадров, в т.ч. подготовку педагогов-исследователей, проектирование образовательной среды, способствующей развитию исследовательского мышления и компетенций; межрегиональное и международное сотрудничество в исследованиях сферы образования.

«Форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» с каждым годом предоставляет нашему профессиональному сообществу возможность все более и более конструктивно взаимодействовать, вырабатывать новые смыслы и идеи, а они, в свою очередь, способствуют развитию педагогического образования – как в масштабах региона, так и страны», – рассказал директор Таганрогского педагогического института им. А. П. Чехова Андрей Голобородько.

Ожидаемые результаты проведения форума: 1) формирование актуальной исследовательской повестки в сфере образования, установление межвузовских коллабораций; 2) запуск пилотных сетевых исследовательских проектов; 3) подготовка и издание «Глоссария современного педагогического дискурса»; 4) расширение сообщества научно-методологического семинара «Трансформация образования».

 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/66712

Дополнительные материалы по теме