Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
03.09.2020

Войско Донское отмечает в 2020 году свое 450-летие

03.09.2020

В нынешнем году на Дону отмечается знаменательная дата - 450 лет с начала государственного служения донского казачества Российскому государству.

Мы начинаем цикл публикаций, посвященных донскому казачеству, которые подготовили вместе с историками Южного федерального университета. В них расскажем, почему именно в этом году отмечается юбилейная дата, когда зародилось казачество, что оно привнесло в историю и культуру России, как трансформировалось с веками и многое другое.

Почему 450-летие?

Эта дата связана с грамотой Ивана Грозного казакам на Северский Донец от января 1570 г., отправленной с посланником Иваном Новосильцовым, который следовал в Константинополь. Казаки должны были сопровождать его от Рыльска до Азова, с обещанием жалованья за службу. Об этом сообщается в актах по истории Войска Донского, собранных генерал-майором А. А. Лишиным. (Новочеркасск, 1894. Т.1. С.1-2).

«Впервые в России отметили эту дату 150 лет назад, в 1870 году, в связи с ней праздновалось так называемое «трехсотлетие Войска Донского». Как и многие другие даты такого рода, она условна. Сведения о том, что донские казаки выполняли царскую службу, относятся к 1549 году, когда в источниках вообще появляется первое упоминание о донских казаках: «яз ныне ... велел казакам своим путивльским и донским крымские улусы воевати и недружбу царю делати» (РГАДА. Ф.127. Кн.4. Л.86). Начало донского казачества относится к более раннему времени, чем 1570 г. Донской историк П. П. Сахаров, глубоко исследовавший проблему происхождения донского казачества, относит его начало примерно ко второй трети XVI века», – рассказал д. и. н., профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ Николай Мининков. 

Кто есть казак?

По словам Николая Александровича, слово «казак» встречается еще в былинах киевского цикла, оно употребляется в отношении Ильи Муромца. Более вероятной является версия тюркского происхождения слова.

«Что касается происхождения казаков, то по источникам прослеживается тесная связь донских казаков с русским народом, как и запорожцев - с украинским. Восточнославянские корни казачества преобладают. Вместе с тем, казачество было пестрым в этническом отношении. Среди донского казачества имеется большая группа казаков-калмыков. До 70-х гг. XIX в. проживала группа казаков-татар, которые затем эмигрировали в Турцию. В XVII в. по источникам известны вообще «донские татары». Это донские казаки, сохранявшие мусульманскую веру и свои имена», – отметил Николай Мининков.

Дмитрий Сень, д. и. н., профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ дополнил:

«Казачество – явление, возникшее в эпоху средневековья. Вероятнее всего, это слово восточного, точнее, тюркского происхождения со значением «вольный», «свободный» человек или вольный скиталец, человек, в буквальном смысле «казаковавший», оставшийся без рода и племени… Однако в последние годы в историографии набирает силу точка зрения, согласно которой казачество, как социальное явление, уместно связать со структурированием традиционных обществ по возрастным группам (классам). В таком случае оказывается, что прообразы ранних казачьих сообществ могли быть связаны с неженатой молодежью, частью, так называемых, мужских союзов, необязательно порывавшей с большинством привычного им общества. Вместе с тем, отсутствие (запрет) семейно-брачных отношений у ранних казаков, особый тип социальных отношений этой разновидности мужских союзов (боевого братства) со своей иерархией внутренних статусов, военизированный образ жизни быстро становятся зримыми приметами казачества как яркого историко-культурного явления трансграничного масштаба».

Как рассказал Дмитрий Сень, сегодня историческая наука не ставит столь категорично и прямолинейно вопрос об этнической принадлежности ранних и далее более поздних казачьих сообществ. Идентичность казаков веками базировалась не на национальной принадлежности (которой и вовсе не существовало до XVIII в.), а на иных основаниях и принципах – войсковая идентичность, религиозная идентичность и пр.

Безусловно, сословная и иная замкнутость стала со временем характеризовать донское и другие казачьи войска, его непростые отношения с иногородними и пр. Со временем стали ограничиваться источники пополнения казачьих групп извне, пусть даже из числа славян. С другой стороны, еще в XVIII в. российское самодержавие сильно не препятствовало иноэтничному пополнению (опять же – извне) самых разных казачьих Войск. В целом, стоит заметить, что казачество – это не исключительный историко-культурный феномен, скажем, присущий только истории России. При этом, исключительно разнообразным стоит признать состав самого российского казачества –  полиэтничного, поликонфессионального, органично сочетавшего в себе культуру межэтнических контактов и не всегда выражавшего волю государственных институтов. И, конечно, не стоит забывать о том, что казачество постоянно трансформировалось – и, скажем, донские казаки второй половины XVI в. и XVIII в. – это разные общности.

Когда и где появились казаки?

Историки скептически относятся к известиям о донских казаках ранее середины XVI в. Скорее всего, именно к середине указанного столетия и возникло данное сообщество, среди которого были славяне и не только. Открытие последних лет – османские и русские письменные источники фиксируют донских казаков примерно в одно и то же время – 1550-е. – 1570-е гг. Будучи изначально немногочисленными, донцы не только быстро осваивают Подонье, но совершают морские походы – вплоть до берегов Крыма и т.д. Безусловно, дата «1570 год» может с известной долей условности считаться отправной точкой в служении донских казаков Российскому государству, поскольку: во-первых, восходит к первой известной нам царской грамоте на Дону, во-вторых, службы донских казаков изначально носили неустойчивый и нерегулярный характер, да и Московское государство не спешило признавать донцов на «международной арене» тех лет своими подданными. В-третьих, донцы десятилетиями упорно отказывались присягать русским царям – целовать крест. Ключевые в этом отношении события произойдут уже после подавления Разинского выступления в 1671 г. Впрочем, процесс объединения казаков нижних и верхних «юртов» искусственно поддерживался московскими властями уже со второй половины XVI в. и привел к образованию уже на исходе Смуты, то есть  в начале XVII в., единого Войска Донского. Таким образом, развитие войсковой формы организации протекало под влиянием как внутренних, так и внешних для казаков факторов – но трудно и противоречиво – в том числе применительно к развитию их связям с «метропольными», казалось бы, культурой и территорией.

«Настаиваю, что историю донского казачества нельзя сводить исключительно к истории расширения границ Российского (Московского) государства и к борьбе донских казаков с, так называемой, «крымско-османской угрозой». Московское государство контролировало далеко не все стороны жизни донских казаков и долгое время пыталось с этим бороться самыми разнообразными способами. Масштабное «огосударствление» донского казачество – это явление уже более поздней, петровской, эпохи. Можно также сказать о том, что донские казаки «порождали» другие казачьи сообщества и даже Войска. На Северный Кавказ ушли в конце XVII в. донские казаки-старообрядцы (р. Кума, Аграхань и Кубань). Тогда же их часть стала подданными крымских ханов, положив начало кубанскому казачеству. В XVIII в. часть донцов составила собой новые, так называемые, искусственные казачьи Войска Российской империи – Аграханское, Волжское. Российские власти переселяли донских казаков на Северный Кавказ и позже – в конце XVIII в. и в XIX в. Славное Кавказское линейное казачье Войско также частично обязано своим рождением донскому казачеству», – подчеркнул историк. 

                                                                    

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/63537

Дополнительные материалы по теме