Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
24.05.2018

113 лет со дня рождения Михаила Шолохова

24.05.2018

Месяц май отмечен двумя важными для нашего народа событиями: Днем Победы иднем рождения великого писателя М.А. Шолохова.

Уже 23 июня 1941 года М. Шолохов отправил телеграмму наркому обороны Тимошенко, в которой просил перечислить в фонд обороны присужденную ему Сталинскую премию. И далее: «<…> готов встать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину <…> Полковой комиссар запаса РККА, писатель Михаил Шолохов». Как примечательно, что воинское звание здесь вынесено на первое место! Шолохов был готов стать не только летописцем войны, но и ее солдатом.

В должности специального корреспондента «Красной звезды», затем – «Правды» и «Совинформбюро» писатель кочевал по многим фронтам, в разгар тяжелых боев был под Смоленском, в Ростове, Сталинграде. Один за другим появляются его фронтовые очерки, в 1942 году Шолохов пишет рассказ «Наука ненависти», а спустя год в газете «Правда» опубликованы главы романа «Они сражались за родину».

Как известно, в те суровые «сороковые, роковые» наши писатели не сразу пришли
к глубокому и психологически точному изображению войны в ее, пожалуй, самом
главном аспекте: человек на войне. Народ, ведущий смертный бой с врагом, страна,
поднявшаяся от мало до велика в годину великих испытаний – вот что составляло пафос
литературы военных лет. Главы романа «Они сражались за родину», безусловно, несли на
себе печать своего времени и места. Уже своим названием они вписывались в общий
список произведений: «Народ бессмертен» В. Гроссмана», «Русские люди» К. Симонова,
«Непокоренные» Б. Горбатова, «Нашествие» Л. Леонова. Но в то же время и выделялись
из общей череды книг. Едва ли не впервые в нашей литературе было открыто сказано о
трагедии первых лет войны, об отступлении Красной Армии. Не ошибки глуповатых
генералов, как это было в пьесе А. Корнейчука «Фронт», не выравнивание линии фронта,
как это порой звучало в официальных сообщениях, а именно трагическое отступление
наших войск от Дона к Сталинграду – в центре внимания Шолохова.
 
Уже 23 июня 1941 года М. Шолохов отправил телеграмму наркому обороны Тимошенко, в которой просил перечислить в фонд обороны присужденную ему Сталинскую премию. И далее: «<…> готов встать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину <…> Полковой комиссар запаса РККА, писатель Михаил Шолохов». Как примечательно, что воинское звание здесь вынесено на первое место! Шолохов был готов стать не только летописцем войны, но и ее солдатом.

В должности специального корреспондента «Красной звезды», затем – «Правды» и «Совинформбюро» писатель кочевал по многим фронтам, в разгар тяжелых боев был под Смоленском, в Ростове, Сталинграде. Один за другим появляются его фронтовые очерки, в 1942 году Шолохов пишет рассказ «Наука ненависти», а спустя год в газете «Правда» опубликованы главы романа «Они сражались за родину».

Как известно, в те суровые «сороковые, роковые» наши писатели не сразу пришли
к глубокому и психологически точному изображению войны в ее, пожалуй, самом
главном аспекте: человек на войне. Народ, ведущий смертный бой с врагом, страна,
поднявшаяся от мало до велика в годину великих испытаний – вот что составляло пафос
литературы военных лет. Главы романа «Они сражались за родину», безусловно, несли на
себе печать своего времени и места. Уже своим названием они вписывались в общий
список произведений: «Народ бессмертен» В. Гроссмана», «Русские люди» К. Симонова,
«Непокоренные» Б. Горбатова, «Нашествие» Л. Леонова. Но в то же время и выделялись
из общей череды книг. Едва ли не впервые в нашей литературе было открыто сказано о
трагедии первых лет войны, об отступлении Красной Армии. Не ошибки глуповатых
генералов, как это было в пьесе А. Корнейчука «Фронт», не выравнивание линии фронта,
как это порой звучало в официальных сообщениях, а именно трагическое отступление
наших войск от Дона к Сталинграду – в центре внимания Шолохова.
 
Уже 23 июня 1941 года М. Шолохов отправил телеграмму наркому обороны Тимошенко, в которой просил перечислить в фонд обороны присужденную ему Сталинскую премию. И далее: «<…> готов встать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину <…> Полковой комиссар запаса РККА, писатель Михаил Шолохов». Как примечательно, что воинское звание здесь вынесено на первое место! Шолохов был готов стать не только летописцем войны, но и ее солдатом.

В должности специального корреспондента «Красной звезды», затем – «Правды» и «Совинформбюро» писатель кочевал по многим фронтам, в разгар тяжелых боев был под Смоленском, в Ростове, Сталинграде. Один за другим появляются его фронтовые очерки, в 1942 году Шолохов пишет рассказ «Наука ненависти», а спустя год в газете «Правда» опубликованы главы романа «Они сражались за родину».

Как известно, в те суровые «сороковые, роковые» наши писатели не сразу пришли
к глубокому и психологически точному изображению войны в ее, пожалуй, самом
главном аспекте: человек на войне. Народ, ведущий смертный бой с врагом, страна,
поднявшаяся от мало до велика в годину великих испытаний – вот что составляло пафос
литературы военных лет. Главы романа «Они сражались за родину», безусловно, несли на
себе печать своего времени и места. Уже своим названием они вписывались в общий
список произведений: «Народ бессмертен» В. Гроссмана», «Русские люди» К. Симонова,
«Непокоренные» Б. Горбатова, «Нашествие» Л. Леонова. Но в то же время и выделялись
из общей череды книг. Едва ли не впервые в нашей литературе было открыто сказано о
трагедии первых лет войны, об отступлении Красной Армии. Не ошибки глуповатых
генералов, как это было в пьесе А. Корнейчука «Фронт», не выравнивание линии фронта,
как это порой звучало в официальных сообщениях, а именно трагическое отступление
наших войск от Дона к Сталинграду – в центре внимания Шолохова.
 
В свое время дочь писателя Светлана Михайловна Шолохова писала о том, что в
силу ряда причин писатель не смог объективно сказать все, что хотел и мог субъективно.
Но и то, что есть: главы романа, рассказ «Наука ненависти, трагическая «Судьба
человека» убеждает в том, что М.А. Шолохов внес свой весомый вклад в художественную
летопись великого подвига нашего народа.
 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/56266

Дополнительные материалы по теме