Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Отмечаем 26-ю годовщину Конституции России

12.12.2019

12 декабря 2019 года отмечается очередная, 26-ая годовщина действующей Конституции России, принятой в 1993 году.

Жанна Овсепян, профессор, доктор юридических наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Заведующая кафедрой государственного (конституционного) права Юридического факультета Южного Федерального Университета написала статью «Конституция РФ 12 декабря 1993 г.: общая характеристика». В которой говорит о том, для чего принимаются конституции и их роль в современном обществе.
Конституция РФ 12 декабря 1993 г.: общая характеристика
В преддверии даты ее принятия активизируются вопросы: какое значение для цивилизационного развития государств имеют конституции, в чем их отличие от других законов, каков возрастной предел их действия; а также об истории и характеристиках действующей Конституции Российской Федерации, нужно ли сохранять ее действие, либо вносить «точечные изменения и дополнения» в ее текст, либо принимать новую Конституцию и другие.
Главной идеей конституций было утверждение принципа «разделения властей»-т.е. учреждение парламентов как выборных органов народного представительства, которым были переданы прежде принадлежавшие монархам важнейшие полномочия по принятию законов – актов самой высокой юридической силы, при этом со временем парламенты получили доступ к бюджетному регулированию. Еще одной главной идеей конституций изначально было провозглашение основных прав и свобод человека и свобод учреждения и функционирования институтов гражданского общества. Важное значение для обеспечения действия конституций и утверждения их авторитета имело возникновение функций конституционного судопроизводства (в Европе – связанное с учреждением специализированных конституционных судов), направленных на защиту конституций, обеспечивающих реализацию конституционных принципов и норм.

Конституционное развитие России началось значительно позднее, чем в государствах Западной Европы – когда во Франции были приняты первые конституционные документы, в России еще действовало крепостное право. Россия также прошла опыт советского коммунистического  партийного государства, принятые в тот период советские конституции (четыре конституции в РСФСР), закрепляемые ими  принципы государственного устройства не обеспечивали необходимые фактические свободы общества и индивида, предусматривали избыточное вторжение государства в сферу общественного самоуправления и частной жизни. 
Таким образом, Конституция России 1993г. – пятая в российской конституционной истории. Ее можно охарактеризовать следующим образом. Вопрос о принятии новой Конституции России впервые был поставлен на I Съезде народных депутатов РСФСР, который принял по этому поводу специальное постановление "Об образовании Конституционной комиссии" (от 16 июня 1990 г.). Ей поручалось разработать проект новой Конституции России. 
За период с 1990 по 1993 гг. было подготовлено и опубликовано для обсуждения населением множество проектов новой конституции: официальный проект, разработанный Конституционной комиссией (Председатель -- Б. Ельцин, секретарь -- О. Румянцев), а также альтернативные проекты -- проект группы народных депутатов РСФСР "Коммунисты России"; проект Конституции РФ, разработанный рабочей группой под руководством С. Шахрая; проект Конституции РФ, подготовленный С. С. Алексеевым, А. А. Собчаком при участии Ю. Х. Калмыкова, С. А. Хохлова; проект Конституции РФ, внесенный Российским движением демократических реформ; проект Основного Закона России, внесенный Союзом возрождения России и Конгрессом русских общин; проект Конституции РФ, внесенный Российской Христианско-демократической партией и Партией Конституционных демократов; проект Конституции России, внесенный Либерально-демократической партией России и т. д. Официальный и многие альтернативные проекты Конституции стали предметом обсуждения на V и VI Съездах народных депутатов РФ, которые, оценив в целом положительно очередной вариант официального проекта, рекомендовали его дальнейшую доработку на основе альтернативных. Так, VI Съезд народных депутатов постановил доработать те главы проекта Конституции которые были посвящены законодательной, исполнительной власти, Президенту и взаимоотношениям между ними, что отражало содержание и характер основных разногласий по проекту, которые сохранялись к весне 1992 г. (Постановление VI Съезда народных депутатов РФ от 18 апреля 1992 г. "О проекте Конституции РФ и порядке дальнейшей работы над ним"). 
Начиная с 5 июня 1993 г. работа над проектом Конституции РФ стала все более сосредоточиваться в новом органе -- Конституционном совещании, созванном в соответствии с указом Президента РФ "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции РФ" (от 20 мая 1993 г.). В связи с изданием Указа Президента РФ от 21 октября 1993 г. "О поэтапной конституционной реформе", которым была прервана деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, полномочия Конституционной комиссии сохранялись. В соответствии с п. 2 Указа ей предписывалось вместе с Конституционным совещанием "представить к 12 декабря 1993 г. единый согласованный проект Конституции РФ в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии". 
После событий сентября-октября 1993 г., связанных с изданием президентских указов по вопросам конституционной реформы, дуализм в организации работы над проектом Конституции, однако, был преодолен. Официально вся законопроектная работа стала осуществляться в рамках Конституционного Совещания. Распоряжением Президента РФ от 11 октября 1993 г. Конституционному совещанию была придана двухпалатная структура, утверждены: Положения об Общественной палате Конституционного совещания и Положение о Государственной палате Конституционного совещания. Общественная палата была предназначена для обеспечения участия общественных объединений в конституционном процессе. В Общественную палату были приглашены представители "зарегистрированных Минюстом РФ политических партий, массовых движений, молодежных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, ассоциаций органов местного самоуправления, общероссийских профсоюзов" (п. 3 Положения об Общественной палате). 
Государственная палата Конституционного совещания квалифицировалась как организационная форма взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в конституционном процессе. В ее состав вошли представители: от субъектов РФ, от Президента РФ, от Правительства РФ; члены рабочей группы Конституционных комиссий по рассмотрению проекта Конституции РФ, образованной распоряжением Президента; представители Комиссии законодательных предположений при Президенте РФ; представители Комиссии по права человека при Президенте РФ; а также представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ" (п. 3 Положения о Государственной Палате). 
Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. и последующие Указы сентября-ноября 1993 г. сформулировали не только новый механизм работы над проектом Конституции РФ, не только определили конкретные сроки и способы придания этому проекту юридической силы, но и дали контуры новой концепции организации власти и местного самоуправления в РФ. 12 декабря 1993 г. проект Конституции РФ, подготовленный Конституционным совещанием, был вынесен на референдум РФ. В референдуме приняло участие 54,8% граждан, из них 58,4% поддержало Конституцию. 
Самой главным особенностью Конституции РФ, принятой 12 .декабря 1993г. является то, что она, в сравнении с Конституцией РСФСР 1978 г. избавлена от чрезмерной идеологизации и политизации,  из нее исключены все советские и социалистические атрибуты государственности. Конституция России впервые перестала быть программным документом одной партии. Она была реконструирована на базе общедемократической идеи, но с концепцией сильной президентской власти. 
Конституция РФ 22 декабря 1993 г. состоит из: 1) преамбулы (вводная часть); 2) двух разделов; 3) девяти глав; 4) 137 статей. 
Преамбула значительно сокращена в объеме (в сравнении с Конституцией РСФСР 1978 г.); выполнена в стиле торжественной декларации, имеющей методологическое значение для восприятия основного текста Конституции. В главе I Конституции РФ "Основы конституционного строя" провозглашаются такие основополагающие демократические принципы, как: республиканская форма правления; правовое государство; сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; провозглашен принцип социального государства, для которого человек, его права и свободы -- есть высшая социальная ценность; провозглашены многообразие и равная защита всех форм собственности, идеологический и политический плюрализм (многообразие), многопартийность; федерализм и местное самоуправление объявляются в перечне основополагающих принципов конституционного строя государства и объявляется верховенство Конституции над всеми законами и иными нормативными актами, в том числе высшая юридическая сила Конституции по отношению к Указам Президента РФ и т. д. 
В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. выделена также гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина". В сравнении с Конституцией РСФСР 1978 г. из наименования этой главы изъято упоминание об обязанностях, перечень обязанностей граждан, упоминаемых в Конституции 1993 г., резко сокращен. Глава III Конституции РФ посвящена "Федеративному устройству" России. В Конституции 1978 г. соответствующий раздел назывался "Национально-государственное устройство". Новое наименование отражает новую концепцию формы государственного устройства РФ как федерации, основанной не только по национальному, но и региональному принципу. Наряду с национально-государственными (республики) и национально-территориальными образованиями (автономная область, автономные округа) в ранг субъектов федерации, признаваемых государственными образованиями, возведены края, области и три города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, а с 2014г. – также г. Севастополь, которые в советский период имели статус административно-территориальных единиц в составе СССР. Глава 4 Конституции РФ 12 декабря 1993 г. посвящена Президенту РФ. Президент назван главой государства, он не является главой исполнительной власти, хотя по содержанию своих полномочий тяготеет к ней. Конституция реализована на базе концепции Президента как арбитра властей. Глава 5 Конституции РФ названа "Федеральное Собрание" и излагает статус нового Парламента России, учрежденного взамен Съезда и Верховного Совета РФ. Главная новелла новой модели Российского Парламента -- идея двухпалатности, предполагающей самостоятельную, раздельную работу каждой из палат, их четкую предметную специализацию. Государственная Дума Федерального Собрания учреждена как палата, где сосредоточен основной объем законодательной деятельности. Совет Федерации -- как палата, обеспечивающая специальное представительство интересов субъектов Федерации. Глава 6 Конституции РФ 12 декабря 1993 г. закрепляет статус Правительства РФ. Глава 7 определяет организацию судебной власти. Глава 8 формулирует основные контуры местного самоуправления. Глава 9 посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции. Процедура пересмотра и изменений Конституции РФ чрезвычайно усложнена. Впервые в Конституции предполагается, в этой связи, возможность использования таких способов как: созыв особого учредительного органа -- Конституционного Собрания; проведение конституционного референдума. Завершая структурный и содержательный анализ Конституции РФ 12 декабря 1993 г. можно отметить, что впервые для конституционного регулирования РФ в Основном Законе России появился такой раздел, как "Заключительные и переходные положения", где сказано о порядке вступления в силу Конституции в целом, ее отдельных статей и учреждений. 
После ее принятия в Конституцию РФ 1993г. внесены некоторые изменения и дополнения: внесены правки об уточнениях наименований некоторых субъектов РФ; изъяты наименования ряда автономных округов (в связи с процессами укрупнения сложносоставных субъектов РФ); с 2014г. появилось упоминание о двух новых субъектах в составе РФ – республике Крым и городе федерального значения Севастополь; увеличены сроки полномочий депутатов Государственной Думы и Президента РФ; расширены контрольные полномочия Парламента в отношении Правительства; произведены ряд изменений в гл. «Судебная власть» - упразднен Высший Арбитражный Суд, принят первый в истории России Кодекс административного судопроизводства, что расширяет сферу судебного контроля в сфере функционирования исполнительной власти, органов государственного и муниципального управления; в конституционном регулировании появилась большая определенность в определении статуса прокуратуры в правоохранительной и правозащитной системе России; у Президента России появились новые конституционные полномочия, связанные с осуществлением назначений в системе прокуратуры, а также полномочия осуществлять назначения  в состав Совета Федерации Федерального Собрания (парламента) России - введен институт представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации. 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/62030