Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Кафедра русского языка для иностранных учащихся

Гранкина Марина Анатольевна

Степень: Кандидат филологических наук

Кафедра русского языка для иностранных учащихся - Старший преподаватель

пр. Университетский, 93, каб. 3

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/grankinama
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/grankinama

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Южный федеральный университет (01.09.2006 - 24.06.2011)
    Филология
    Филолог. Преподаватель русского языка и литературы
  • повышение квалификации: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (22.11.2012 - 24.11.2012)
    Тестирование лиц с ограниченными возможностями, N217-Р
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (20.09.2016 - 30.09.2016)
    Профессионализм и профессиональная культура преподавателя, N 449.09-15/276
  • повышение квалификации: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, N 13-21/1327 (04.10.2016 - 28.10.2016)
    Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России
  • повышение квалификации: Интеллект сервис (01.11.2016 - 06.11.2016)
    Управление проектами. 3 модуль
  • повышение квалификации: Учебно-издательский центр "Златоуст" (05.10.2017 - )
    Методический семинар для преподавателей РКИ
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (21.11.2018 - 15.12.2018)
    Информационные технологии в деятельности преподавателя, N 476-16/907
  • повышение квалификации: Российский университет дружбы народов (13.05.2019 - 18.05.2019)
    Преподавание русского языка как иностранного в динамике лингвокультурных процессов, N 78262
  • повышение квалификации: Южный федеральный унивреситет (07.11.2019 - 14.11.2019)
    Коммуникативные подходы в обучении РКИ, N 430.02-51/1343
  • повышение квалификации: Южный фежеральный университет (29.05.2018 - 12.06.2018)
    Оказание первой доврачебной помощи, N704.02-12/2 742
  • повышение квалификации: Тюменский государственный университет (10.12.2020 - 20.12.2020)
    "Педагог в современной цифровой (информационной) образовательной среде", N 12123.
  • повышение квалификации: ФГБОУ "Тамбовский государстввенный технический университет" (13.04.2022 - 05.05.2022)
    "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС", N06-08-12пк/76945
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (17.04.2023 - 10.05.2023)
    "Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования", N476-16/2026

Дата начала общего стажа: 01.09.2011

Стаж по специальности (в годах): 12

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык как иностранный
    Преподавание русского языка как иностранного (РКИ) является базовой составляющей обучения иностранцев в российском вузе. Дисциплина изучается на начальном, среднем, продвинутом и завершающих этапах обучения, предусматривает формирование и развитие языковой личности студентов. На начальном и среднем этапах подготовки русский язык как иностранный является основным предметом. РКИ изучают студенты полного цикла обучения, стажеры и аспиранты, слушатели курсов русского языка (в группе и индивидуально).
  • Практический курс иностранного языка
    Основная цель освоения дисциплины - формирование способностей к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального взаимодействия. Курс предназначен для студентов 2-4 курсов бакалавриата.
  • Иностранный язык для деловой коммуникации
    Основной целью курса является совершенствование знаний русского языка, а также деловой иноязычной компетентности, обучение студентов основам делового общения в устной и письменной форме. Курс предназначен для студентов 2 курса бакалавриата.
  • Иностранный язык для профессиональной коммуникации
    Основной целью курса является совершенствование знаний русского языка, а также профессиональной иноязычной компетентности и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов.
  • Лингвострановедение: локальное страноведение и страноведение России
    Основная цель освоения дисциплины ; способствование культурно-речевой адаптации иностранцев, формирование у учащихся представление о России и регионе, где они обучаются, об их географических, исторических, культурных, языковых особенностях, а также овладение минимальными навыками, необходимыми для лингвострановедческого анализа и комментирования соответствующих текстов.

Дополнительная информация:

Старший преподаватель кафедры русского языка для иностранных учащихся Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. Является выпускницей факультета филологии и журналистикии (ныне - ИФЖиМКК) ЮФУ. Сотрудник кафедры русского языка для иностранных учащихся ИФЖиМКК ЮФУ с 2011 года.

В 2017 году получила Благодарность от ректора ЮФУ в связи с 50-летием кафедры русского языка для иностранных учащихся "за добросовестный труд, вклад в развитие международной образовательной деятельности".


Проводит практические занятия по русскому языку как иностранному на 1-4 курсах бакалавриата.

Организатор Дискуссионного клуба по русскому языку для иностранных учащихся: https://vk.com/russianclubrnd

Является соавтором следующих методических пособий:

1. "Вводно-предметный курс по обучению языку специальности иностранных учащихся. Химико-биологический профиль" (учебное посбие в соавторстве с Н.А. Стороженко и О.А. Фроловой), 2015;

2. "Туризм: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся", (учебное посбие в соавторстве с Н.А. Стороженко), 2016, 2017 (переизданное);

3. "Архитектура: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся", (учебное посбие в соавторстве с Н.А. Стороженко), 2017.

4. "Международные отношения: тексты по специальности" (учебное пособие в соавторстве с Н.А. Стороженко), 2021.

Список основный публикаций:

1.Роль и место жаргонной лексики в преподавании русского языка как иностранного / Язык как система и деятельность ; 4: Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во Foundation. ; 2013. ; С. 315-316.

2. Компьютерный жаргон как предмет изучения в иноязычной аудитории / Русский язык: исторические судьбы и современность: V Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, филологический факультет, 18-21 марта 2014 г.):  Труды и материалы. ; М.: Изд-во Моск. ун-та. ; 2014. ; С. 518.

3.  Жаргонный ономастикон: способы и приёмы создания / Проблемы общей и региональной ономастики: Материалы IX Международной научной конференции. ; Майкоп: Изд-во АГУ. ; 2014. ; С.289-291.

4. Освоение региональной топонимики как способ аккультурации иностранцев / Русский язык ; язык науки, культуры и коммуникации. Материалы юбилейной международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня основания первого в России подготовительного факультета для иностранных учащихся 7 ноября 2014 года. В 2-х томах. (Том 1). ; М.: Издательство "Перо". ; 2015. ; С. 146-147.

5. Региональные топонимы в речи иностранных учащихся: к проблеме адаптации / Миссия молодежи в науке. Сборник материалов научно-издательской конференции: в 2 т. Том 1. ; Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ. ; 2015. ; С. 68-69.

6. К вопросу о роли жаргонной лексики в формировании языковой компетенции инофонов / Теоретические и практические проблемы развития современной гуманитарной науки: Материалы II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. ;  2015.

7. К вопросу об уместности употребления жаргонной лексики инофонами / Язык как система и деятельность ; 5. Материалы научной конференции;: Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. ; 2015. ; С. 355-356.

8. Сетевой жаргон и его роль в аккультурации инофона / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. ; 2016. ; N 12 (66). ; С. 175-178.

9. Обучение иностранных студентов языку специальности (на примере учебного пособия "Туризм") / Язык & Культура: межкультурная антропология: материалы международной научной конференции, посвященной 50-летию кафедры русского языка для иностранных учащихся ЮФУ (22-25 марта 2017 года): Ростов-на-Дону. ; С. 188-189.

10. Русские антропонимы как способ приобщения к русской культуре китайских студентов / Русский язык и ономастика в поликультурном образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа: проблемы и перспективы. Сборник материалов XI Международной научной конференции, посвященной памяти Заслуженного деятеля науки Адыгеи и Кубани, профессора Розы Юсуфовны Намитоковой: Майкоп: Изд-во "Магарин О. Г." ;  2017. ; С. ; 157-160.

11. Региональный компонент как способ формирования речевого ориентира инофона (на примере топонимов города Ростова-на-Дону и Ростовской области) / Культурный ландшафт Пограничья: прошлое, настоящее, будущее / Сб. материалов II Международной научной конференции 2016 г. в Риге и Пскове, посвященной проблемам пограничья. ; Псков, 2018. ; С. 459-461. 

12. Русские антропонимы и их роль в аккультурации китайских студентов (на примере сопоставительного анализа) / Известия ЮФУ. Филологические науки. Ростов-на-Дону, 2019, N 1. ; С. 208-211.

13. Лингвокультурная составляющая обучения иностранцев русскому языку (на примере топонимов г. Ростова-на-Дону) / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические ануки. Филологические ануки. Волгоград, 2021, N 1. ; С. 68-70.

14. Потенциал жаргонной лексики при формировании лингвокультурной компетенции инофона / Актуальные вопросы теории и практики  преподавания русского языка как иностранного: вызовы и перспективы развития в открытом образовании. Сборник статей Международной научно-методической конференции, проводимой в рамках международного педагогического форума "Русский язык без границ: образовательные модели продвижения русской культуры за рубежом". Институт филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород: Издательство "Мир печати", 2021. ; С. 133-138.

15. Исторические памятники архитектуры г. Ростова-на-Дону как способ погружения в русскую культуру (на примере учебного пособия по русскому языку "Архитектура. Тексты по специальности") / Актуальные проблемы преподавания РКИ. Материалы Международной научно-практической и научно-методической конференции. ; Петрозаводск, 2022. ; С. 70-73.

Научные направления:

Преподавание русского языка как иностранного, роль и место субстандартной лексики в освоении русского языка инофонами, топонимака и ее роль в изучении русского языка как иностранного.

РИНЦ Author ID: 898906

Web of Science ResearcherID: ABB-5738-2020

SPIN-код (РИНЦ): 6717-8046