Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
КОРР.: 10 фотографий с открытыми глазами, 10 - с закрытыми и в разных ракурсах. Так ученые знакомят свой компьютер с человеком, участником эксперимента. Камера наблюдает за ним, набирает базу, некий биометрический эталон, и потом, в условиях уже реальной его работы за рулем или компьютером, точно показывает, как он себя чувствует.
Михаил ПЕТРУШАН, младший научный сотрудник НИИ нейрокибернетики южного Федерального университета: Увеличение количества морганий свидетельствует о том, что человек как раз устает в этот момент.
КОРР.: О внутреннем состоянии человека говорят его движения, в том числе и едва заметные для нас, но очевидные для так называемого компьютерного зрения. Хочешь определить работоспособность сотрудника, создай объемную модель его лица.
Михаил ПЕТРУШАН, младший научный сотрудник НИИ нейрокибернетики Южного Федерального университета: Мы регистрируем частоту и длительность морганий, частоту и скорость изменения направления взгляда и направления головы, а также динамику позиции головы человека вот в пределах поля зрения. Все это свидетельствует о изменении его состояния.
КОРР.: Распознаванием образов и анализом изображений тут занимаются давно. Результат используют пока почти что в шутку. Например, придумали свою систему идентификации личности, не хуже, чем в фантастических фильмах. Применили для контроля доступа в собственную лабораторию. Разработки в области технического зрения донские ученые ввели еще в 70-е годы, до эры компьютеров. Пример - комплекс класс-рука, позволяющий определять нужные объекты на конвейере. И сейчас ростовский институт нейрокибернетики считается единственным в мире, где вместе под одной крышей работают специалисты совершенно разных областей: физиологи, физики, математики, программисты, психологи. Именно на стыке наук можно получать уникальные результаты.
Их ожидают там, где отправляют в рейс машинистов, пилотов, капитанов судов. У водителя, во время стандартного медосмотра измеряют пульс, давление, температуру, проверяют координацию движений. Но этого мало для того, чтобы быть уверенным, рейс пройдет благополучно.
Людмила НИКИТЧЕНКО, главный врач центра мобильной медицины: Информация получается не полной, потому что дальше у него, по его профессиональной деятельности, по его работе, физические нагрузки сказываются таким образом, что проследить за этими параметрами невозможно.
КОРР.: Теперь можно будет вести мониторинг в течение всей рабочей смены и передавать данные на пульт диспетчеру. Бесконтактно, не мешая человеку всевозможными датчиками, всего-то и требуется: камера, компактный компьютер, канал связи и программа, разработанная донскими учеными, цель которой - максимальной снизить человеческий фактор, чтобы усталость, эмоциональное напряжение не приводили к роковым ошибкам.
Вероника Богма, Антон Кичиджиян, Владимир Шимаков, Денис Денисов, "Вести", Ростов-на-Дону.