Циткилов Петр Яковлевич
Образование и повышение квалификации:
-
высшее образование:
Дагестанский государственный университет
(01.09.1975
-
30.06.1980)
специальность "История"
преподаватель истории и обществоведения
-
послевузовское образование:
Ростовский государственный университет
(01.09.1996
-
30.06.1997)
специальность "Социальная работа"
преподаватель социальной работы
-
послевузовское образование:
Ростовский государственный университет
(01.02.2002
-
30.01.2003)
специальность"Юриспруденция"
право на ведение проф. дея-сти по юриспруденции
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(14.02.2012
-
24.02.2012)
"История и философия науки"
-
повышение квалификации:
НИМИ Донской государственный аграрный университет
(26.12.2014
-
20.01.2015)
Образовательный процесс обучения студентов с ограниченными возможностями
-
повышение квалификации:
НИМИ Донской государственный аграрный университет
(20.02.2017
-
07.03.2017)
Методика применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(26.03.2018
-
09.04.2018)
Управление в сфере молодёжной политики и организации работы с молодёжью
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(03.05.2018
-
18.05.2018)
Организация социально-медицинских услуг клиентам организации социального обслуживания. Первая помощь
-
повышение квалификации:
НИМИ Донской государственный аграрный университет
(01.03.2021
-
15.03.2021)
Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования
-
повышение квалификации:
НИМИ Донской государственный аграрный университет
(07.02.2024
-
21.02.2024)
Функциональные возможности электронной информационно-образовательной среды организации
Дата начала общего стажа: 01.10.1980
Стаж по специальности (в годах): 42
Преподаваемые дисциплины:
-
История социальной работы
Дисциплина рассматривает важнейшие проблемы эволюции форм и методов социальной помощи,призрения,благотворительности,социального служения в России и за рубежом.В рамках данного учебного курса анализируются основные тенденции развития социальной работы,её современные особенности и модели.
-
Семьеведение (основы фамилистики)
Дисциплина рассматривает различные аспекты семейно-брачных отношений, особенности развития теоретической мысли о проблемах семьи.В рамках данного учебного курса анализируются законодательные основы функционирования семьи, вопросы семейного быта.Особое внимание при изучении этой дисциплины уделено специфике жизнедеятельности неблагополучных семей и семей социального риска.Разновидностью последних является молодая семья.Завершающая тема курса "Основы фамилистики" посвящена опыту стран Запада по поддержке и социальной работе с семьями, имеющими детей.
-
Социальная динамика семьи
Дисциплина рассматривает социально-психологические процессы возрастной эволюции семьи и историко-социологическую эволюцию российской семьи с древности по настоящее время. В рамках данного авторского курса анализируются основные тенденции многоуровневой социальной динамики семьи.
включена в программу подготовки бакалавра по направлению "Организация работы с молодёжью". Эта дисциплина также может быть включена в образовательную программу магистерской подготовки по направлению "Социальная работа".
Дисциплина позволяет осмыслить процессы эволюции российской семьи с древности до настоящего времени, включая периоды средневековья, имперского развития, советскую эпоху.Рассматриваются важнейшие современные парадигмы семейной трансформации,направления и перспективы семейной политики РФ.
-
Организация семейной политики
Этот учебный курс преподаётся в рамках направления подготовки - 39.04.02 - Социальная работа, квалификация выпускника-магистр. Специализация программы "Управление и эмпауэрмент в социальной работе". Данный предмет даёт магистрантам аргументированные представления о социологическом облике современной российской семьи, особенностях организации и проведения семейной политики с учётом зарубежного опыта. Результатом освоения курса является получение магистрантами системных знаний о состояние, тенденциях, перспективах развития российской семьи и овладение ими навыков организации семейной политики.
-
Эмпауэрмент (empowerment) в социальной работе: теория и технология расширения прав и возможностей. Модуль 3. Когнитивный эмпауэрмент, его цивилизационный и этнокультурный компоненты
Данный учебный курс также преподаётся в рамках направления подготовки - 39.04.02 - Социальная работа, квалификация выпускника-магистр. Специализация программы "Управление и эмпауэрмент в социальной работе". Модуль 3. Когнитивный эмпауэрмент, включающий в себя цивилизационный и этнокультурный компоненты, является инновационным курсом, учитывающим не только реалии развития отечественной социальной работы, но и те серьёзные вызовы, угрозы, которые стоят перед нашей страной в условиях
противостояния с западными элитами, развязавшими против Российской Федерации гибридную войну. Важнейшим компонентом этого противостояния является борьба за смыслы. И здесь очень важно понимать
цивилизационные основы своего бытия, противостоять информационному и когнитивному переформатированию сознания, что сказывается в различных сферах жизни, включая социальную политику и социальную
работу.
Дополнительная информация:
Родился 10 января 1958 г. в г. Кизилюрт Республика Дагестан Российской Федерации. После окончания в 1980 г. университета служил два года в армии в офицерской должности. Затем приступил к преподавательской деятельности в качестве ассистента на кафедре истории Новочеркасского инженерно-мелиоративного института (НИМИ). В 1992 г. защитил докторскую диссертацию по политической истории. Имею ученое звание профессора по кафедре истории и культурологии (1994 г). С 1993 по 1998 гг. был в НИМИ деканом гуманитарного факультета, переименованного позже в факультет социальной работы. С 1998 г. по июль 2018 г. заведовал там кафедрой истории и культурологии, преобразованной в кафедру истории и философии, а затем в выпускающую по направлению "Социальная работа" кафедру истории, философии и социальных технологий. С 2005 г. работал по совместительству профессором кафедры социальных технологий РГУ - ЮФУ. С 27 августа 2018 г. на основе трудового договора (эффективного контракта) N 48/13 -964 являюсь профессором кафедры социальных технологий Института философиии и социально-политических наук Южного федерального университета. В 2022 г. переизбран профессором данной кафедры. Участвовал в подготовке 26 учебных пособий и учебников, тринадцать из которых с грифами Министерства образования и науки РФ, УМО вузов России по социальной работе и в области организации работы с молодёжью. Являюсь действительный член Российской академии социального образования. Область научных исследований: история социальной помощи и благотворительности; проблемы социологии семьи, её возрастной и историко-социологической эволюции; цивилизационная идентичность. Автор более 240 научных и учебно-методических работ, в том числе 10 монографий. Научная школа включает в себя 11 кандидатов исторических науки и 3 кандидата социологических наук. Являюсь Почётным работником сферы образования РФ (N 2602-17/со от 15.06.2017 г.)
Основные публикации:
1.Роль прессы в процессе перестройки форм хозяйствования в аграрном секторе страны (1980-е гг. на материалах РСФСР и Украины): монография. Киев:УСХА, 1991.(10 п.л.)
2.Истории России (IX-XXвв.): учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999 (2002) (в соавт.).
3. Семьеведение: учеб. пособие / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск; Ростов-на-Дону, 2002 (2011) (в соавт.).
4.Социальная работа: учеб. пособие / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 1999 (2003). (в соавт.).
5.Двести сорок три дня Евгения Примакова // Свободная мысль-XXI.1999.N8. С.6-18. (Издание из перечня ВАК)
6.Идейные изыскания русских теоретиков монархизма конца XIX-начала XXвв. // Клио. 2002.N4.С.13-16. (Издание из перечня ВАК).
7.История социальной работы: учеб. пособие.Ростов н/Д: Феникс, 2006.
8.Технология социальной работы: учеб. пособие.М:Дашков и К; Наука-спектр, 2011 (2012). (28 п.л.)
9.Россия и уроки ливийской трагедии // Социально-гуманитарные знания. 2012.N3.С.11-28. (Издание из перечня ВАК).
10.Политический кризис в Украине конца 2013-2014 гг.: истоки и предварительные уроки // Социально-гуманитарные знания. 2014.N4.С. 17-35. (Издание из перечня ВАК).
11.Система социальной защиты в Республике Казахстан // Россия и современный мир. 2014.N3. (Издание из перечня Web of Science).
12.Возрастная эволюция семьи: психолого-социологический анализ: монография. Ростов н/д: Изд.- во ЮФУ, 2016. (10,23 п.л.)
13.Китайская система социальной защиты // Азия и Африка сегодня. 2016.N 2. С.18-25. (Издание из перечня Web of Science).
14.Теория социальной работы для бакалавров: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2016 (в соавт.).
15.Историко-социологический облик российской патриархальной семьи // Вопросы истории. 2017. N 2. С.3-12. (Издание из перечня Web of Science).
16. Советская патриархальная семья в 1930-е годы // Известия Смоленского государственного университета. 2018. N4 (42). С. 372-392. (Издание из перечня ВАК).
17. Влияние религиозных норм жизни и общинных традиций на социальный облик советской семьи в 1920-е годы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. N 4. С. 203-230. (Издание из перечня Scopus).
18. Российская семья от древних истоков к имперской модернизации: историко-социологический облик: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2018. (11,39 п.л.)
19. Советская семья в условиях трансформации её патриархальной модели в эгалитарную (1940-1950-е годы): монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2019. (12,67 п.л.)
20. Кризис русского религиозного сознания как фактор революционной прерывности в России начала XX века // Вопросы истории.2020.N 2.С.11-2. С. 254-267. (Издание из перечня Web of Science).
21. Становление советской патриархальной семьи в 1917-1930-х годах: историко-социологический облик: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2020. (22,26 п.л.)
22. Классические евразийцы о цивилизационной идентичности России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. N 2. С. 256-267. (Издание из перечня Scopus, Web of Science).
23. Положение семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26. N 1. С. 172-181. (Издание из перечня Scopus, Web of Science).
24. Современная российская семья: социологический облик и кризисные тенденции развития: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2021. (12,85 п.л.)
25. Духовно-нравственные основы иперспективы развития современной российской семьи: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2022. (19,07 п.л.)
26.Идейные предшественники евразийцев о Россиии как особом культурно-цивилищзационном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2023. Т. 39. N 3. С. 492-503. (Издание из перечня Scopus, Web of Science).
27. Трансформации института семьи в восприятии студенческой молодёжи Юга России // Регионология. 2024. Т. 32. N 1. С. 163-181. (Издание из перечня Web of Science).
28. Евразийско-общерусская цивилизация и её матрица: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2024. (23,37 п.л.)