Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Циткилов Петр Яковлевич

+7(903) 438-52-75

+7(903) 438-52-75

Звание: Профессор

Степень: Доктор исторических наук

Кафедра социальных технологий - Профессор

Ростов-на-Дону,переулок Днепровский,116,ИФиСПН,кафедра социальных технологий

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/pcitkilov
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/pcitkilov

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Дагестанский государственный университет (01.09.1975 - 30.06.1980)
    специальность "История"
    преподаватель истории и обществоведения
  • послевузовское образование: Ростовский государственный университет (01.09.1996 - 30.06.1997)
    специальность "Социальная работа"
    преподаватель социальной работы
  • послевузовское образование: Ростовский государственный университет (01.02.2002 - 30.01.2003)
    специальность"Юриспруденция"
    право на ведение проф. дея-сти по юриспруденции
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (14.02.2012 - 24.02.2012)
    "История и философия науки"
  • повышение квалификации: НИМИ Донской государственный аграрный университет (26.12.2014 - 20.01.2015)
    Образовательный процесс обучения студентов с ограниченными возможностями
  • повышение квалификации: НИМИ Донской государственный аграрный университет (20.02.2017 - 07.03.2017)
    Методика применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (26.03.2018 - 09.04.2018)
    Управление в сфере молодёжной политики и организации работы с молодёжью
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (03.05.2018 - 18.05.2018)
    Организация социально-медицинских услуг клиентам организации социального обслуживания. Первая помощь
  • повышение квалификации: НИМИ Донской государственный аграрный университет (01.03.2021 - 15.03.2021)
    Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования
  • повышение квалификации: НИМИ Донской государственный аграрный университет (07.02.2024 - 21.02.2024)
    Функциональные возможности электронной информационно-образовательной среды организации

Дата начала общего стажа: 01.10.1980

Стаж по специальности (в годах): 42

Преподаваемые дисциплины:

  • История социальной работы
    Дисциплина рассматривает важнейшие проблемы эволюции форм и методов социальной помощи,призрения,благотворительности,социального служения в России и за рубежом.В рамках данного учебного курса анализируются основные тенденции развития социальной работы,её современные особенности и модели.
  • Семьеведение (основы фамилистики)
    Дисциплина рассматривает различные аспекты семейно-брачных отношений, особенности развития теоретической мысли о проблемах семьи.В рамках данного учебного курса анализируются законодательные основы функционирования семьи, вопросы семейного быта.Особое внимание при изучении этой дисциплины уделено специфике жизнедеятельности неблагополучных семей и семей социального риска.Разновидностью последних является молодая семья.Завершающая тема курса "Основы фамилистики" посвящена опыту стран Запада по поддержке и социальной работе с семьями, имеющими детей.
  • Социальная динамика семьи
    Дисциплина рассматривает социально-психологические процессы возрастной эволюции семьи и историко-социологическую эволюцию российской семьи с древности по настоящее время. В рамках данного авторского курса анализируются основные тенденции многоуровневой социальной динамики семьи. включена в программу подготовки бакалавра по направлению "Организация работы с молодёжью". Эта дисциплина также может быть включена в образовательную программу магистерской подготовки по направлению "Социальная работа". Дисциплина позволяет осмыслить процессы эволюции российской семьи с древности до настоящего времени, включая периоды средневековья, имперского развития, советскую эпоху.Рассматриваются важнейшие современные парадигмы семейной трансформации,направления и перспективы семейной политики РФ.
  • Организация семейной политики
    Этот учебный курс преподаётся в рамках направления подготовки - 39.04.02 - Социальная работа, квалификация выпускника-магистр. Специализация программы "Управление и эмпауэрмент в социальной работе". Данный предмет даёт магистрантам аргументированные представления о социологическом облике современной российской семьи, особенностях организации и проведения семейной политики с учётом зарубежного опыта. Результатом освоения курса является получение магистрантами системных знаний о состояние, тенденциях, перспективах развития российской семьи и овладение ими навыков организации семейной политики.
  • Эмпауэрмент (empowerment) в социальной работе: теория и технология расширения прав и возможностей. Модуль 3. Когнитивный эмпауэрмент, его цивилизационный и этнокультурный компоненты
    Данный учебный курс также преподаётся в рамках направления подготовки - 39.04.02 - Социальная работа, квалификация выпускника-магистр. Специализация программы "Управление и эмпауэрмент в социальной работе". Модуль 3. Когнитивный эмпауэрмент, включающий в себя цивилизационный и этнокультурный компоненты, является инновационным курсом, учитывающим не только реалии развития отечественной социальной работы, но и те серьёзные вызовы, угрозы, которые стоят перед нашей страной в условиях противостояния с западными элитами, развязавшими против Российской Федерации гибридную войну. Важнейшим компонентом этого противостояния является борьба за смыслы. И здесь очень важно понимать цивилизационные основы своего бытия, противостоять информационному и когнитивному переформатированию сознания, что сказывается в различных сферах жизни, включая социальную политику и социальную работу.

Дополнительная информация:

Родился 10 января 1958 г. в г. Кизилюрт Республика Дагестан Российской Федерации. После окончания в 1980 г.  университета  служил два года в армии в офицерской должности. Затем приступил к преподавательской деятельности в качестве ассистента на кафедре истории Новочеркасского инженерно-мелиоративного института (НИМИ). В 1992 г. защитил докторскую диссертацию по политической истории. Имею ученое звание профессора по кафедре истории и культурологии (1994 г). С 1993 по 1998 гг. был в НИМИ деканом гуманитарного факультета, переименованного позже в факультет социальной работы. С 1998 г. по июль 2018 г. заведовал там кафедрой истории и культурологии, преобразованной в кафедру истории и философии, а затем в выпускающую  по направлению "Социальная работа" кафедру истории, философии и социальных технологий. С 2005 г. работал по совместительству профессором кафедры социальных технологий РГУ - ЮФУ. С 27 августа 2018 г. на основе трудового договора (эффективного контракта) N 48/13 -964 являюсь профессором кафедры социальных технологий Института философиии и социально-политических наук Южного федерального университета. В 2022 г. переизбран профессором данной кафедры. Участвовал в подготовке 26 учебных пособий и учебников, тринадцать из которых с грифами Министерства образования и науки РФ, УМО вузов России по социальной работе и в области организации работы с молодёжью. Являюсь действительный член Российской академии социального образования. Область научных исследований: история социальной помощи и благотворительности;  проблемы социологии семьи, её возрастной и историко-социологической эволюции; цивилизационная идентичность. Автор более 240 научных и учебно-методических работ, в том числе 10 монографий. Научная школа включает в себя 11 кандидатов исторических науки и 3 кандидата социологических наук. Являюсь Почётным работником сферы образования РФ (N 2602-17/со от 15.06.2017 г.)

Основные публикации:

1.Роль прессы в процессе перестройки форм хозяйствования в аграрном секторе страны (1980-е гг. на материалах РСФСР и Украины): монография. Киев:УСХА, 1991.(10 п.л.)
2.Истории России (IX-XXвв.): учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999 (2002) (в соавт.).
3. Семьеведение: учеб. пособие / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск; Ростов-на-Дону, 2002 (2011) (в соавт.).
4.Социальная работа: учеб. пособие / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 1999 (2003). (в соавт.).
5.Двести сорок три дня Евгения Примакова // Свободная мысль-XXI.1999.N8. С.6-18. (Издание из перечня ВАК)
6.Идейные изыскания русских теоретиков монархизма конца XIX-начала XXвв. // Клио. 2002.N4.С.13-16. (Издание из перечня ВАК).
7.История социальной работы: учеб. пособие.Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8.Технология социальной работы: учеб. пособие.М:Дашков и К; Наука-спектр, 2011 (2012). (28 п.л.)

9.Россия и уроки ливийской трагедии // Социально-гуманитарные знания. 2012.N3.С.11-28. (Издание из перечня ВАК).

10.Политический кризис в Украине конца 2013-2014 гг.: истоки и предварительные уроки // Социально-гуманитарные знания. 2014.N4.С. 17-35. (Издание из перечня ВАК).

11.Система социальной защиты в Республике Казахстан // Россия и современный мир. 2014.N3. (Издание из перечня Web of Science).

12.Возрастная эволюция семьи: психолого-социологический анализ: монография. Ростов н/д: Изд.- во ЮФУ, 2016. (10,23 п.л.)

13.Китайская система социальной защиты // Азия и Африка сегодня. 2016.N 2. С.18-25. (Издание из перечня Web of Science).

14.Теория социальной работы для бакалавров: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2016 (в соавт.).

15.Историко-социологический облик российской патриархальной семьи // Вопросы истории. 2017. N 2. С.3-12. (Издание из перечня Web of Science).

16. Советская патриархальная семья в 1930-е годы // Известия Смоленского государственного университета. 2018. N4 (42). С. 372-392. (Издание из перечня ВАК). 

17. Влияние религиозных норм жизни и общинных традиций на социальный облик советской семьи в 1920-е годы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. N 4. С. 203-230. (Издание из перечня Scopus).

18. Российская семья от древних истоков к имперской модернизации: историко-социологический облик: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2018. (11,39 п.л.) 

19. Советская семья в условиях трансформации её патриархальной модели в эгалитарную (1940-1950-е годы): монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2019. (12,67 п.л.) 

20. Кризис русского религиозного сознания как фактор революционной прерывности  в России начала XX века // Вопросы истории.2020.N 2.С.11-2. С. 254-267. (Издание из перечня Web of Science).

21. Становление советской патриархальной семьи в 1917-1930-х годах: историко-социологический облик: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2020. (22,26 п.л.) 

22. Классические евразийцы о цивилизационной идентичности России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. N 2. С. 256-267. (Издание из перечня Scopus, Web of Science).

23. Положение семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26. N 1. С. 172-181. (Издание из перечня Scopus, Web of Science).

24. Современная российская семья: социологический облик и кризисные тенденции развития: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2021. (12,85 п.л.) 

25. Духовно-нравственные основы иперспективы развития современной российской семьи: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2022. (19,07 п.л.) 

26.Идейные предшественники евразийцев о Россиии как особом культурно-цивилищзационном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2023. Т. 39. N 3. С. 492-503. (Издание из перечня Scopus, Web of Science).

27. Трансформации института семьи в восприятии студенческой молодёжи Юга России // Регионология. 2024. Т. 32. N 1. С. 163-181. (Издание из перечня Web of Science).

28. Евразийско-общерусская цивилизация и её матрица: монография. Ростов н/д; Таганрог: Изд.- во ЮФУ, 2024. (23,37 п.л.)