Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
14.09.2020

Подведены итоги Владикавказской Летней школы точных наук-2020

14.09.2020

С 17 по 26 августа во Владикавказе при поддержке Регионального научно-образовательного математического центра (РНОМЦ) состоялась XV Летняя школа точных наук (ЛШТН) для учащихся 6-11 классов. 10 дней 24 школьника, увлечённых математикой и информатикой, занимались олимпиадным направлением в этих дисциплинах. Образовательный проект проводился параллельно в дистанционном формате в режиме видеоконференции.

 

Школа состоялась благодаря сотрудничеству и усилиям четырёх ключевых организаций: РНОМЦ ЮФУ, Владикавказского научного центра РАН, Владикавказского Центра непрерывного математического образования, Северо-Осетинского государственного университета им К.Л. Хетагурова. Обучение шло на базе факультета математики и информационных технологий Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

В программный комитет ЛШТН вошли: Кусраев Анатолий Георгиевич – д.ф.-м.н., профессор, научный руководитель ВНЦ РАН (Владикавказ) - председатель Программного комитета; Карапетянц Алексей Николаевич – д.ф.-м.н., профессор ЮФУ, директор РНОМЦ (Ростов-на-Дону); Огоев Алан Урузмагович – д.э.н., профессор, ректор Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (Владикавказ).

В организационный комитет ЛШТН вошли: Абатурова Вера Сергеевна – к.пед.н., ученый секретарь ВНЦ РАН, директор ВЦНМО (Владикавказ) – председатель оргкомитета, руководитель школы; Агабалаева Ирина Владимировна – ведущий специалист-эксперт ООМИД ВНЦ РАН (Владикавказ); Биченова Елена Сергеевна – SMM - специалист ВЦНМО (Владикавказ); Кулаев Руслан Черменович – д.ф.-м.н., профессор, декан факультета математики и информационных технологий Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (Владикавказ); Кусраева Залина Анатольевна – к.ф.-м.н., в.н.с. РНОМЦ ЮФУ (Владикавказ); Макаренко Мария Дмитриева – старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (Владикавказ); Тамаев Аслан Тимурович – студент 2 курса магистратуры ФМИТ СОГУ (Владикавказ).

Миссия ЛШТН – поиск, отбор, сопровождение и продвижение способных к изучению точных наук школьников –

Цели и задачи ЛШТН – расширение и углубление знаний по математике и информатике; формирование устойчивого интереса учащихся к олимпиадной и исследовательской деятельности; популяризация точных наук в среде школьников.

В программу ЛШТН были включены лекционные и практические занятия по олимпиадной математике и олимпиадной информатике, интеллектуальные игры и соревнования.

Лекторы ЛШТН:

Абатурова Вера Сергеевна – к.пед.н., директор, преподаватель математики Владикавказского центра непрерывного математического образования, ученый секретарь Владикавказского научного центра РАН (Владикавказ);

Бетрозова Берта Ермаковна – студентка 3 курса факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета (Москва);

Богданов Владислав Тимурович – разработчик компании «Яндекс» (Москва);

Бойченко Сергей Евгеньевич – старший преподаватель Адыгейского государственного университета, преподаватель Республиканской естественно-математической школы (Майкоп);

Жуков Захар Сергеевич – студент 3 курса факультета информционных технологий и программирования Научно-исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Санкт-Петербург);

Чулков Дмитрий Валерьевич – студент 5 курса механико-математического факультета Московского государственного университета, преподаватель Республиканской естественно-математической школы (Москва, Майкоп);

Макоев Турмец Заурович – студент 3 курса факультета компьютерных наук Высшей школы экономики (Москва);

Сокуров Давид Романович – студент 3 курса факультета математики и компьютерных наук Северо-Осетинского государственного университета (Владикавказ);

Тамаев Аслан Тимурович – студент 2 курса магистратуры факультета математики и компьютерных наук Северо-Осетинского государственного университета (Владикавказ).

Программа ЛШТН-2020 состояла из 96 лекционных и практических занятий и включала два образовательных модуля: «Математика» (17-21 августа) и «Информатика» (22-26 августа).

На образовательном модуле «Математика» школьники были разделены на три группы: младшая (5-6 кл.), средняя (7-8 кл.), старшая (9-10 кл.).

В программу образовательного модуля «Математика» были включены следующие темы:

в младшей группе: «Четность», «Делимость», «Принцип Дирихле», «Предварительный анализ в текстовых задачах», «Игры и стратегии», «Задачи на разрезание. Покрытия», «Рыцари и лжецы», «Логика рассуждений и таблица истинности»;

в средней группе: «Элементарная комбинаторика. Принцип Дирихле», «Понятие делимости, простоты, НОД, НОК, деление с остатком», «Бином Ньютона. Принцип Дирихле», «Алгоритм Евклида», «Десятичная запись и системы счисления» и др.;

в старшей группе: «Метод координат, расстояние между двумя точками, уравнение прямой», «Основы теории множеств. Элементарная комбинаторика. Бином Ньютона», «Принцип Дирихле. Принцип включений-исключений», «Рекуррентные соотношения. Числа Фиббоначи», «Метод координат. Экстремальные задачи» «Принцип математической индукции» и др.

Итоговым мероприятием модуля «Математика» стала командная математическая игра «Домино», которую провели преподаватели Бойченко С.Е. и Чулков Д.В.  Участники Летней школы были разделены на 7 команд (по 2-3 школьника в каждой). Всего каждая команда должна была решить 28 задач. Игра строилась по принципу домино. На столе лежали карточки с заданиями («доминошки»), на которых были написаны числа, (например, 2:4) и задачки. Решив задачку правильно, сумма цифр на карточке домино складывалась и засчитывалась команде (в нашем примере 6 баллов). Жюри проверяли каждый ответ. Если ответ был неверным, команда получала штраф (число, противоположное меньшему числу на «доминошке»). Всё время команда решала по две задачки. Карточка домино 0:0 давала возможность решения задачи только единожды. За правильный ответ по этой карточке учащиеся получали 10 баллов, за неправильный – 0 баллов. Решенные карточки домино возвращались обратно на поле игры и могли быть выбраны другими командами для решения. Таким образом, каждая команда должна была решить 28 задач и набрать максимальное количество баллов. Результаты игры «Домино» были озвучены деканом факультета математики и информационных технологий СОГУ, д.ф.-м.н, доцентом Кулаевым Русланом Черменовичем на закрытии первого образовательного модуля. Он вручил ребятам призы – популярные в олимпиадной среде школьников математические книги и учебные пособия. В числе победтелей: команда «Заур и ко» (Валгасов Заур (10 кл.), Келехсаев Тимур (10 кл.)) – I место, «Инферно» (Сланов Алан (7 кл.), Дзуцева Лана (10 кл.), Келехсаев Илья (6 кл.)) – II место, «Рыба» (Игнатьев Аристарх (7 кл.), Ёлхин Владимир (8 кл.), Тасоева Эмилия (6 кл.) – III место. После игры все участники ЛШТН – школьники и преподаватели зафиксировали своё поздравление СОГУ со 100-летним юбилеем коллективным фото.

На образовательном модуле «Информатика» школьники тоже были разделены на три группы, но иначе: начинающие (школьники, не умеющие программировать), продолжающие (школьники, умеющие программировать), продвинутые (школьники, имеющие опыт участия в олимпиадах).

В программу образовательного модуля «Информатика» были включены следующие темы:

в группе начинающих: «Основы языка Python и Django»;

в группе продолжающих: «Конструктивные задачи» и «Динамическое программирование»;

в группе продвинутых: «Дерево отрезков», «Графы. Конструктив».

В заключительный день ЛШТН-2020 преподаватели ЛШТН подвели итоги рейтинга по двум образовательным модулям «Математика» и «Информатика».

Рейтинг по итогам модуля «Математика»

Младшая группа: 3-е место – Камболов Дзамболат; 2-е место – Тасоева Эмилия, 1-е место – Келехсаев Илья.

Средняя группа: 3-е место - Сланов Алан, 2-е место –Игнатьев Аристарх, 1-е место - Козаев Сармат.

Старшая группа: 3-е место – Дзуцева Лана, 2-е место – Макоев Руслан, 1-е место – Валгасов Заурбек.

Рейтинг по итогам модуля «Информатика»

Группа начинающих: 3-е место- Тасоева Эмилия, 2-е место – Хамицаев Мирослав, 1-е место – Владимир Ёлхин.

Группа продолжающих: 3-е место – Игнатьев Аристарх, 2-е место –Жуков Антон , 1-е место –Дзуцева Лана .

Группа продвинутых: 3-е место – Човник Егор, 2-е место – Валгасов Заурбек, 1-е место – Твалиашвили Илья.

В рамках ЛШТН были организованы также встречи с учителями. Так, 18 августа состоялся семинар Бойченко Сергея Евгеньевича. Он рассказал об опыте организации олимпиадной работы в школе, актуальных темах в начале работы в 5-6 классах, методике обучения решению олимпиадных задач, поделился опытом организации олимпиадной подготовки школьников в Республике Адыгея. В своей работе с учащимися кружков и олимпиадных групп преподаватели РЕМШ используют «систему листков». В чём суть этого метода? На листе бумаги располагаются несколько задач по мере сложности. Теория содержится внутри каждой задачи. Двигаясь от задачи к задаче, ребенок сам открывает для себя новые знания, а затем применяет их в следующих задачах. Педагог отмечает продвижение учащихся. Для каждого занятия приходится делать свой листок – он должен учитывать текущий уровень учащихся, нельзя, чтобы он был слишком сложным или слишком легким. Учитель разбирает с ребенком ключевые задачи, а затем ребенок «дорешивает» оставшиеся. Основные задачи методики – обучение в процессе общения с преподавателем во время устной сдачи задач, изучение нового материала через решение задач.

Сергей Евгеньевич на примере нескольких задач показал, как составить такой листок. Владикавказские учителя были активны, задавали вопросы. Опыт работы педагогов из Адыгеи вызвал интерес и желание перенять систему листков в своей работе. Лекция Сергея Евгеньевича шла также в режиме видеоконференции Zoom. 5 учителей математики слушали доклад адыгейского коллеги дистанционно. Велась видеозапись семинара, которая после обработки будет размещена на канале YouTube, на странице ВЦНМО (ЛШТН-2020).

По окончанию ЛШТН участники – школьники и преподаватели высказали свои впечатления о проведенной школе. Они отметили, что ЛШТН – 2020, несмотря на ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, получилась содержательной, интересной, насыщенной.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/63625

Дополнительные материалы по теме