Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
27 сентября 2025 г.

День дошкольного работника: ЮФУ обучает воспитателей нового поколения

27 сентября 2025 г.

27 сентября в России отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Воспитатели и специалисты детских садов сопровождают ребёнка в один из самых важных периодов жизни — от первых шагов в обучении до формирования характера и ценностных ориентиров.

В дошкольных учреждениях закладываются основы будущих знаний, навыков и социальных умений детей. Работа воспитателей требует не только профессионализма, но и большого терпения, творчества и ответственности. О том, как готовит специалистов в этой области Южный федеральный университет и какие сейчас вызовы стоят перед молодыми специалистами, рассказала — профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования ЮФУ Ирина Куликовская.

По словам Ирины Эдуардовны, современный воспитатель – это супергерой с широким арсеналом навыков. Помимо любви к детям, что самое важное, он должен владеть:
-цифровой грамотностью: умение использовать цифровые инструменты (интерактивные панели, образовательные платформы, приложения) не для развлечения, а как осмысленный ресурс для обучения и развития;
-навыками медиации и коммуникации: способность разрешать конфликты, выстраивать диалог с детьми и родителями, работать с разнородным коллективом;
-базовыми знаниями в области детской психологии и нейрофизиологии: понимание особенностей развития мозга современного ребенка, влияния цифровой среды на когнитивные процессы и эмоциональную сферу;
-компетенциями проектного менеджера: способность увлечь детей и родителей общим делом – будь то экологический проект, интерактивное познание ценностей малой родины или создание собственного мультфильма.

 

«За последние годы подготовка специалистов сместилась с парадигмы «педагог-исполнитель» на парадигму «педагог-исследователь и «проектировщик образовательного пространства». Акцент теперь делается не только на знании методик, но и на способности проектировать индивидуальную траекторию развития ребенка, работать в команде с другими специалистами (психологами, дефектологами) и, что крайне важно, выстраивать партнерские отношения с семьями воспитанников. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования окончательно закрепило этот тренд, где ребенок является активным субъектом образования», - дополнила Ирина Куликовская.

Именно поэтому в Южном федеральном университете создана современная двухуровневая система «бакалавриат + магистратура», которая позволяет подготовить уникальных профессионалов.

Кафедра дошкольного образования реализует двухпрофильный бакалавриат «Дошкольное образование и иностранный язык», отвечая на запрос родителей, которые прекрасно понимают: начинать знакомство с английским языком лучше всего в дошкольном возрасте, когда мозг ребёнка наиболее восприимчив к усвоению новых лингвистических конструкций. Научить малыша языку – это не то же самое, что научить школьника. Здесь нужен особый специалист, для которого английский становится не предметом изучения, а естественной частью повседневной жизни и игры. Именно таких уникальных специалистов готовит Южный федеральный университет. Выпускники этой образовательной программы имеют право работать не только в детских садах, но и общеобразовательной школе, так как овладевают необходимыми компетенциями.

 

Магистратура (программа «Управление дошкольным образованием») – это уровень стратегического мышления. Здесь готовят будущих лидеров дошкольного образования: методистов, управленцев, исследователей. Они учатся не просто работать по стандартам, а проектировать и внедрять инновационные образовательные модели, управлять дошкольной организацией, проводить научные исследования. Это уровень будущего методиста, руководителя, идеолога дошкольного образования.

Уникальной является программа магистратуры «Игропедагог». Если раньше игру считали просто развлечением, то сегодня это – ключевой инструмент развития и обучения. Современные дети, окруженные цифровым потоком, особенно остро нуждаются в грамотно выстроенной, осмысленной игре, которая компенсирует дефицит живого общения и развивает критическое мышление. Это не просто педагоги, которые «умеют играть», а архитекторы образовательных сред, способные превратить любую деятельность в увлекательный квест с чёткими педагогическими целями. Игропедагог – это профессия будущего, которое начинается уже сегодня. Выпускники этой программы крайне востребованные специалисты. В Южном федеральном университете уверены: для качественного образования нужно говорить с детьми на их языке – а это язык игры. Мы готовим тех, кто делает этот язык богатым, осмысленным и по-настоящему развивающим.

«Высшее образование сегодня стремительно трансформируется. Система подготовки педагогов дошкольного профиля не просто адаптируется – она на шаг впереди. Постоянно обновляется содержание программ: вводятся курсы по цифровой педагогике, инклюзии, работе с одаренными детьми, основам проектирования. Но главное - усиливается практическая составляющая: студенты с первого курса участвуют в реальных проектах в детских садах, разбирают кейсы с воспитателями. Старшекурсники выступают в роли экспертов на таких событиях, как фестиваль «Юный мастер». Такое погружение в профессию происходит с самых первых дней обучения в университете.

Подготовка педагогов строится вокруг актуальных технологий – проектная, геймификация, образовательный туризм и др. Эти технологии не просто изучаются в аудитории – многие практические занятия реализуются в детских садах. Мы готовим специалистов, которые не идут за изменениями, а сами задают тренды в российском образовании», - поделилась Ирина Эдуардовна.

 

Также доктор педагогических наук поделилась насколько заметны изменения в психологии и поведении детей нового поколения, и каким образом это влияет на методы обучения и воспитания:

«Современные дети – «цифровые аборигены». Они мыслят клипами, обладают высокой визуальной культурой, но часто испытывают дефицит живого общения и усидчивости. Это значит, что скучные фронтальные занятия постепенно уходят в прошлое. На смену приходят интерактивные квесты, проекты, где ребенок – активный деятель. Возрастает роль сюжетно-ролевой игры как инструмента компенсации дефицита социального опыта.
Роль педагога в современном мире кардинально меняется. Он больше не единственный источник знаний, а наставник, модератор, соисследователь. Ещё одной востребованной технологией становится геймификация, превращающая обучение в решение увлекательных задач. Трендом является и отказ от усреднённого подхода. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования заявил принцип индивидуализации, необходимость учёта темпов, интересов и сильных сторон каждого ребёнка».

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются современные педагоги это – работа с родителями, которые часто делегируют гаджетам функцию «цифровой няни», не понимая последствий. Партнёрство детского сада и семьи создаёт пространство взаимопонимания, повышает педагогическую компетентность родителей, является фактором счастливого периода жизни детей.

 

Таким образом роль воспитателя в жизни детей ключевая. Он является:

-создателем среды для безопасного и позитивного общения детей друг с другом, педагога с детьми и родителями;

-модератором и посредником в детских конфликтах, который учит договариваться, слышать друг друга, выражать эмоции словами, а не действиями;

-носителем культурных норм и образцом для подражания, демонстрирующим уважение, эмпатию и сотрудничество в ежедневном взаимодействии.

Именно эти «мягкие навыки», которые ежедневно демонстрирует воспитатель детям, становятся главным капиталом ребёнка в будущем.

День воспитателя и всех дошкольных работников — это признание огромной роли тех, кто стоит у истоков детского развития. Педагоги не просто находятся рядом с детьми, они ежедневно создают фундамент личности ребёнка, его судьбы и успешности, через игру и общение зажигают интерес к познанию мира, что является главным вкладом в будущее благополучие общества.

Автор текста: Мария Буланова, ред. Ольга Молоткова

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/78589

Дополнительные материалы по теме