30 обучающихся Южного федерального университета прошли отбор, чтобы стать слушателями курса «Методология и технологии мышления» от команды преподавателей федерального проекта «Клубы мышления» и ЮФУ.
Курс «Методология и технологии мышления» — это образовательный эксперимент: первый официальный курс, запущенный в российском вузе, сочетающий в себе формальные академические и неформальные практики развития мышления. Курс был разработан по инициативе ЮФУ при участии экспертов и лидеров школ проекта «Клубы мышления» АНО «Университет 2035».
В рамках первого занятия проректор ЮФУ по проектной деятельности Максим Бондарев рассказал, что исследовательский университет — это в первую очередь площадка развития мышления. Студент 21 века должен не только стремиться стать профессионалом в предметной области или областях, соответствующих его направлению подготовки, но и владеть технологией мышления – уметь критически анализировать информацию, занимать и аргументировать свою позицию, участвовать в сложной коммуникации, предлагать и обосновывать решения как для универсальных «проблем бытия», так и актуальных проблем современного общества.
«Существуют технологии мышления, которые традиционно не включаются в образовательные программы, тем не менее они являются достаточно эффективными в качестве как инструментов решения сложных проблем, так и средств интеллектуального развития молодых людей. Современный университет, по моему мнению, в рамках развития идеи открытого образовательного пространства должен, как минимум, создать условия и осуществить проект их внедрения в основные образовательные программы. Для осуществления такого проекта мы обратились к команде «Университета 2035», коллеги откликнулись на наше предложение, и сегодня мы запускаем курс, совместно разработанный нами для обучения студентов ЮФУ», — поделился Максим Бондарев.
До конца семестра обучающиеся будут работать с когнитивными ловушками и стереотипами, обрабатывать большие потоки информации, находить решения парадоксальных задач, аргументировать свои суждения, работать в коллективном и индивидуальном форматах, а в июне подтвердят полученные компетенции на командных соревнованиях «Марафон мышления» по решению сложных практических проблем развития индустрии, бизнеса и региона с помощью инструментов мышления.
Семь образовательных модулей общей трудоемкостью в 72 часа для студентов ЮФУ будут реализованы командой из 10 преподавателей ЮФУ и шести внешних экспертов. Команду возглавляет исполнительный директор АНО «Платформа национальной технологической инициативы», лидер проекта «Клубы мышления» Андрей Силинг.
Он рассказал, что формат, который предлагают «Клубы мышления», — это по сути своей практические занятия философией. Не изучение академического курса теории и истории философии, а практико-ориентированные упражнения, позволяющие почувствовать себя интеллектуально адекватным миру и эпохе.
«Сегодня в рамках проекта у нас работают порядка 40 клубов мышления по всей России: в городах, университетах, «Точках кипения». Но ЮФУ стал первым университетом, который выступил с инициативой интеграции наших методик и подходов и собственного образовательного процесса. За этим экспериментом следят сегодня многие вузы страны, и, если наш опыт будет признан успешным, мы будем готовы его масштабировать и на другие университеты», — подчеркнул Андрей Силинг.
Первую лекцию «Введение в мышление» провели в ЮФУ доктор философских наук, заведующий кафедрой философии МГМСУ Вячеслав Моисеев и Андрей Силинг. Следующее занятие в рамках темы «Интегральная модель в мышлении» провёл разработчик метода «схематизации» Максим Осовский.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ИУЭС ЮФУ, руководитель НОЦ «Перспективные решения в образовании» и лидер «Клуба мышления ЮФУ» Алексей Лозовой рассказал, что в следующем учебном году подать заявку, пройти отбор и стать слушателем курса «Методология и технологии мышления» в формате факультатива ядра образовательной программы ЮФУ сможет еще большее количество обучающихся университета.
Автор текста: Алексей Романенко, ред. Молоткова О.А.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/75393