4 апреля в рамках мероприятий, приуроченных к проведению Всероссийской недели распространения информации об аутизме, прошла совместная онлайн-конференция Южного федерального университета и Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова «Актуальные проблемы социальной и образовательной инклюзии лиц с расстройствами аутистического спектра».
В конференции приняли участие специалисты в области инклюзивного образования (ученые, педагоги, дефектологи, психологи, организаторы, управленцы и др.); представители профессорско-преподавательского состава вузов, реализующих образовательные программы подготовки специалистов, работающих с детьми с РАС; представители общественных организаций, принимающих участие в решении проблем инклюзивного образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогической поддержки детей и взрослых с РАС; законные представители детей с РАС; студенты и магистранты профильных направлений подготовки. В режиме онлайн на платформе Microsoft Teams к конференции подключились команды специальных и инклюзивных образовательных организаций России и Казахстана. Более 100 человек, заинтересованных в обсуждении вопросов, поставленных организаторами конференции.
Участники обсудили широкий круг актуальных проблем работы с лицами, имеющими расстройства аутистического спектра, в том числе проблемы, возникающих у педагогов, детей и родителей в образовательном процессе в условиях инклюзии. Был представлен опыт работы специалистов помогающих профессий с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в России и Казахстане, а также инклюзивные практики работы с лицами с расстройствами аутистического спектра, в том числе деятельность ресурсных центров и инклюзивных образовательных организаций по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра в обеих странах.
Отдельный блок в пленарном заседании конференции был посвящен вопросам профессионального образования лиц с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделено проблемам подготовки кадров к работе с детьми, имеющими аутистические расстройства, в условиях специального и инклюзивного образования в России и Казахстане. Обозначены основные векторы проектирования содержания профессиональной подготовки педагогов к работе с детьми, имеющими аутистические нарушения, и представлен опыт кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации АПП ЮФУ по организации практической подготовки будущих педагогов к работе с детьми с РАС в рамках подхода «Обучение служением» на примере проекта «Пространство развития детей с РАС и поддержки их родителей «Ресурсная мастерская», победителя Международной премии #МЫВМЕСТЕ.
В рамках конференции был презентован проект по организации профориентации для детей с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра, реализуемый при научно-методической поддержке кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа 96 Эврика-Развитие им. М.В. Нагибина (г. Ростов-на-Дону) и муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 35 (г. Таганрога). Проект реализуется в сотрудничестве обособленным подразделением Благотворительного фонда «Я есть!» в г. Ростове-на-Дону.
Завершилось мероприятие экспертной сессией «Новые горизонты сотрудничества», в рамках которой участники конференции обсудили дорожную карту дальнейшего научного и практического взаимодействия по вопросам развития инклюзивного образования лиц с особыми потребностями между кафедрой психологии факультета социально-гуманитарных наук Костанайского регионального университета имени Ахмет Байтұрсынұлы (г. Костанай, Казахстан) и кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия) на ближайшие три года.
Автор текста: Екатерина Землина, ред. Молоткова О.А.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74904