Россия – огромная страна, растянувшаяся на тысячи километров с запада на восток и с севера на юг. В нашей стране живут люди разных национальностей и народностей, а каждый регион уникален по-своему.
Донской край – не исключение. Он богат на историю, события, культуру, традиции, а также своеобразные гастрономические предпочтения жителей региона.
Что из себя они представляют и чем отличается кухня Дона от других регионов нашей страны, а также чем сегодня является еда для населения: источником гастрономического удовольствия или способом восполнить затраты энергии решили исследовать сотрудники кафедры Менеджмента и инновационных технологий Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета.
В исследовании сотрудников ЮФУ приняли участие жители Ростовской области всех возрастных категорий с преобладанием участников в возрасте от 34 до 45 лет, разного социального и уровня доходов.
В ходе исследования респондентам были заданы вопросы касательно вкусовых предпочтений населения, готовности дегустировать новые продуктовые сочетания, периодичности посещения заведений общепита, а также подготовки новогоднего стола.
Несмотря на то, что отвечали на вопросы исследователей представители одного региона, оказалось, что и среди дончан их вкусовые предпочтения сильно разнятся.
Общепит дончанам не чужд
Так, представители ИУЭС ЮФУ выяснили, что категорично отвергают возможность посещения ресторана и кафе лишь 14,5% опрошенных, при этом заведения быстрого питания не пользуются авторитетом у 29,8% респондентов. Есть, конечно же, и почитатели данных заведений, а именно 35,5 % опрошенных заявили, что, хотя бы раз в неделю, а по возможности чаще, посещают кафе и рестораны. А в ресторанах быстрого питания не реже раза в неделю утоляют голод 22,8% респондентов.
«Таким образом, можно отметить, что в Ростовской области сформирована культура посещения заведений общественного питания, население активно пользуется услугами подобных заведений в большинстве случаев, вне зависимости от социального статуса, пола и возраста», - отметили исследователи.
Подобное неравнодушие к заведениям общественного питания связано с разнообразностью предлагаемого меню. Что же предпочитают жители региона?
Традиции или авангард: что предпочитают жители региона
Очевидно, что вкусовые предпочтения у столь разнообразной выборки исследуемых значительно отличаются. В связи с этим был задан вопрос, предполагающий множественный выбор ответов, лидирующие позиции были отданы:
традиционной кухне (57,3% опрошенных);
национальной кухне (40,4% опрошенных);
сытной еде без изысков (40,4% опрошенных);
здоровому сбалансированному питанию (28,7% опрошенных);
авангардным вкусовым сочетаниям и смелым экспериментам (19,9% опрошенных);
смелым экспериментам с вкусом еды (17% опрошенных).
Как отмечают исследователи, в рейтинге предпочтений прослеживается явно консервативный взгляд опрашиваемых при формировании своего рациона, однако, интересно, что на вопрос о готовности продегустировать новые блюда только 15,1% опрошенных заявили о консервативности своих предпочтений. 34,3% опрошенных подтвердили готовность попробовать нетривиальные сочетания, а 50,6% респондентов могут попробовать новые кулинарные изыски, но без авангардных вкусов.
«Полученные результаты подтверждают тот факт, что население нашего региона позитивно настроено относительно новинок как собственной гастрономической культуры, так и заимствований у соседствующих национальных общин. Подобная приверженность к новому прослеживается не только в возможности дегустации новых блюд, но и в расширении горизонтов планирования досуговой деятельности», - выяснили представители ИУЭС ЮФУ.
Еда как досуг: новые форматы для бизнеса
Например, совместная деятельность по приготовлению какого-либо кулинарного блюда может расцениваться как вариант терапии с одной стороны, как способ получения новых навыков – с другой. Подобный формат организации досуга не заинтересовал лишь 24,4% опрашиваемых. Остальные восприняли эту возможность с воодушевлением, предложив следующие варианты мероприятий, в которых хотели бы принять участие:
кулинарный мастер класс «под присмотром шефа» (60,8% опрошенных);
гастрономические лекции-дегустации (45% опрошенных);
литературное кафе с классиком (35,7% опрошенных);
детские мастер-классы (31,6% опрошенных).
«Оценивая сферу ресторанного бизнеса, можно обратить внимание на ниши, которые имеют потенциал к активному развитию. Бесспорно, некоторые из этих направлений реализуются в заведениях общественного питания, но на текущий момент не представлены в широком формате. Учитывая благосклонность жителей региона к новым предложениям, имеет смысл обратить внимание на возможность разнообразить варианты гастрономического туризма или оседлого кулинарного досуга описанными выше направлениями», - советуют исследователи.
Сам себе кулинар: традиции меняются
По мнению исследователей, один из актуальных вопросов современности: готовить самостоятельно еду дома либо довериться профессионалам и заказать готовую пищу - решается большинством опрашиваемых в пользу последнего варианта.
Только 25,6% респондентов никогда не заказывали готовую еду, занимаясь процессом ее создания самостоятельно. При этом процесс приготовления пищи для респондентов является не только обязанностью (так ответили 50% опрошенных), но и способом творчества (37,2%), работой (35,5%); хобби (26,2%), а также способом медитации (20,3%).
«Полученные ответы иллюстрируют особый творческий подход к приготовлению кулинарных блюд у значительной части опрошенных», - подытожили сотрудники ИУЭС ЮФУ.
Оливье, заливное или селедка под шубой: чем порадует дончан новогодний стол
В канун Нового года исследователи не удержались и задали главный вопрос: какое коронное блюдо на праздничном столе будет радовать гостей и домочадцев.
Лидирующее место в ответах респондентов занимает традиционный салат «Оливье» (32,3% опрашиваемых предпочитают готовить это блюдо), горячие блюда чаще всего представлены дичью и птицей (12,3% голосов), сладости в новогоднюю ночь не столь популярны у жителей региона, а вот рыбные блюда в виде салатов и горячих будут на столе у 19,3% жителей. Помимо классических блюд, можно выделить отдельные гастрономические изыски, к которым можно отнести: экзотические салаты, манты, ростбиф, веллингтон, фрикасе, шашлык, бишбармак и другие.
«Подобное разнообразие описываемых блюд свидетельствует, с одной стороны, о готовности населения потратиться на организацию застолья, готовности к трансформации вкусовых предпочтений и открытости к кулинарным экспериментам. Но, несмотря на это, нерушимым остается факт, подтверждающий домовитость донских хозяек, их умение хранить гастрономические традиции», - сделали выводы исследователи.
Ты то, что ты ешь: про культуру и этикет
Возвращаясь к бессмертному изречению Гиппократа «Ты то, что ты ешь», ответим на главный вопрос исследования: чем же является еда для жителей Ростовской области?
40% опрошенных высказались о еде как об источнике гастрономического наслаждения. 34,3% заявили, что еда является лишь пищей для поддержания жизни, а 22,4% рассматривают еду как возможность поддержать здоровье и физическую форму.
«Подводя итог проведенного исследования можно отметить, что донской регион самобытен: уникальное географическое расположение на ряду с высококачественными продуктами региона способствуют формированию аутентичных кулинарных блюд. Наряду с этим, позитивный настрой жителей области к восприятию нового в различных сферах многогранной культурной жизни, позволяет увидеть непроторенные направления, сосредоточится на плодах кулинарной интеграции, раскрывающих тонкие изысканные вкусы, а также разнообразить досуговую деятельность жителей региона от мала до велика, что в итоге способствует симбиозу таких направлений как гастрономический туризм и культурный отдых. Формирование и развитие культурно-гастрономического этикета позволит Ростовской области подчеркнуть статус гостеприимного региона ЮФО», - подытожили сотрудники кафедры Менеджмента и инновационных технологий Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета.
Ред. Молоткова О.А.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74075