Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
24.11.2023

Как не попасться на удочку «черной пятницы» и не скупить все подряд — рассказал эксперт ЮФУ

24.11.2023

В последние декады осени проходят дни «черной пятницы», когда желание купить много всего да побольше и самое главное, дешевле чем обычно, охватывает со страшной силой, а одолеть этот «недуг» не так уж просто, разве что дождаться конца скидочного ажиотажа — но и это не легко.

 

Как во всемирный день скидок не потерять голову, но при этом получить удовольствие от покупки — рассказала педагог-психолог Психологической службы ЮФУ Наталья Коваленко.

Какой бы смысл ни придавался событию «черная пятница», его экономическая суть не меняется вот уже более ста лет (возникло это мероприятие в США ещё в XIX веке) и заключается оно в поддержке торговцев, которым в дни распродаж предоставляется возможность сбыть залежавшиеся товарные запасы.

«Всемирный день скидок даёт нам возможность рассмотреть поближе любопытный феномен – «синдром упущенной выгоды». Или ещё его называют FOMO (от англ. fear of missing out — «страх пропустить»). Именно в «черную пятницу» легко попасться на удочку этого синдрома и ощутить на себе его действие», — отмечает эксперт.

Наталья Коваленко также добавляет, что по результатам многих исследований, синдром упущенной выгоды возникает по следующим причинам:

Ощущение несчастья. Человек, недовольный собой по какой-то причине, часто сравнивает себя с более счастливыми людьми, например, радующимися удачной покупке — и начинает казаться себе ещё несчастнее.

Сожаление. Чувство сожаления — один из самых сильных триггеров. Когда человек жалеет о том, что произошло или не произошло, он может испытывать описываемый синдром. И то, что он не использовал или недостаточно использовал возможности «чёрной пятницы», тоже может легко вызвать эти чувства.

Одиночество. Поскольку люди — существа социальные, то исключение из общества, и даже иллюзия их сильного отличия (ВСЕ купили, а я не купил!) делает их несчастными.

Неприятие потерь. Негативные чувства, возникающие при потере чего-то, могут быть гораздо сильнее радости от приобретений. Потеря возможностей может переживаться так же сильно, как реальная материальная потеря, об этом писал ещё Мишель Монтень.

Чрезмерно большой выбор. Когда есть много вариантов выбора, то любой не выбранный вариант может казаться потерей чего-то важного.

Психолог отмечает, что синдром упущенной выгоды активно используется маркетологами для расширения своих возможностей в привлечении покупателей. Маркетологи также занимаются исследованием синдрома, чтобы понять, как с его помощью регулировать нашу потребительскую активность. Иначе говоря, как в людях его разбудить. И конечно, самый главный вопрос, который — должны ли мы сопротивляться?

«Ощущение тревоги — основной симптом синдрома упущенной выгоды — может быть даже полезно в небольших количествах, как мотиватор для изменения поведения или каких-то его аспектов (например, в следующем году подготовить заранее список вещей, которые стоит поискать в «чёрную пятницу»), но когда становится перманентным, то лишает человека удовлетворённости жизнью. Он постоянно беспокоится и старается всё наверстать. Когда везде успеть не получается, беспокойство усиливается, уровень тревожности повышается и вместе с тем ухудшается общая продуктивность», — поясняет Наталья Коваленко.

По мнению специалистов, больше всего склонны к переживанию описываемого синдрома:

•        общительные, открытые люди, которым важно одобрение от окружающих;

•        неуверенные в себе люди с низкой самооценкой;

•        люди, находящиеся в стрессе и не чувствующие себя в безопасности;

•        слишком самостоятельные люди, которые привыкли всего добиваться в одиночку.

«Столкнуться с синдромом упущенной выгоды может любой человек. Более того, стремление к удовлетворению своих потребностей и желаний является абсолютно нормальным поведением. И даже более – оно подтверждает нашу социальную природу. Главное — научиться контролировать влияние наших триггеров на нашу жизнь. Важный навык, который станет противовесом синдрома упущенной выгоды — это умение радоваться тому, что у нас есть сейчас, и не переживать о том, чего может и не быть», — советует эксперт.

Всемирный день скидок может принести как разочарование, так и удовлетворение, важно найти золотую середину и просто получать удовольствие от покупок, которые принесут только самые положительные эмоции и будут действительно полезными для вас.

Автор текста: Загутина А.М. 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73739

Дополнительные материалы по теме