Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
07.05.2023

РГУ В ТЫЛУ. Часть 1: Как Ростовский государственный университет спас и сохранил научную базу в годы Великой отечественной войны

07.05.2023

РГУ (ныне — Южный федеральный университет) за годы Великой отечественной войны пережил множество исторических событий. Многие сотрудники и студенты ушли на фронт — с их судьбами знакомит проект «Научный полк ЮФУ». В этой же серии очерков мы расскажем о тех, кто остался в тылу: они помогали фронту как могли и сохранили для будущих поколений научное оборудование и накопленные знания вуза.

До эвакуации

С самого начала Великой Отечественной войны Ростов-на-Дону оказался прифронтовым городом, а РГУ — прифронтовым вузом. С июня 1941 по июль 1942 года университет продолжал работать в напряженных условиях. В первые же дни бомбардировок фашисты разрушили физический и химический корпуса университета, а также академическую библиотеку — одно из крупнейших книгохранилищ СССР. Из-за бомбежек погибло немало видных ученых, преподавателей и студентов.

Прифронтовой Ростов

В июне 1941 года главный корпус РГУ (Б. Садовая, 105) был передан под военный госпиталь. В первые же дни Великой Отечественной войны более 60 преподавателей и научных сотрудников университета и 600 студентов были призваны в армию и ушли на фронт защищать Родину.

 

Оставшиеся на своих рабочих местах сотрудники университета взяли на себя двойную, тройную нагрузку, заменяя погибших и ушедших на фронт товарищей. В сложной обстановке, когда город постоянно подвергался бомбардировкам и обстрелам, сотрудники вуза работали на строительстве оборонительных сооружений: рыли траншеи, строили баррикады. Летом 1941 года около 500 студентов и сотрудников университета выехали в Тарасовский и Цимлянский районы на уборку урожая. Около 200 человек было направлено на работу на различные ростовские предприятия. Работа велась практически круглосуточно, поскольку фашисты были уже на подступах к этим территориям.

Немецкая пехота в Ростовской области

Математики и физики РГУ выполняли заказы командования Красной Армии, испытывая на прочность различные материалы, давали заключение о проходимости грунта для различных видов транспорта, изготавливали специальные приспособления для нужд армии и фронта. День и ночь продолжалась работа — университет встал в ряды защитников города.

Учебный год в университете хоть и с запозданием, но все же начался с 22 декабря 1941 года, возобновились систематические занятия на старших курсах большинства факультетов. Значимым событием в жизни и деятельности университета, стало решение об открытии нового историко-филологического факультета. Он был образован 16 августа 1941 года.

Жители города роют траншеи вокруг Ростова

Самоотверженный труд всего коллектива вуза получил высокую оценку в приказе наркома просвещения от 22 мая 1942 года, в котором научным работникам университета была объявлена благодарность «за инициативу, энергию и усердие в выполнении специальных заданий, направленных на ускорение разгрома немецко-фашистских войск».

С каждым днем обстановка в городе становилась все более сложной и напряженной. 8 июля 1942 года фашистская авиация разбомбила здание физико-математического факультета, в котором на боевом посту погибли 14 работников экспериментальных мастерских. 18 человек с различными травмами были извлечены из-под обломков разрушенной части здания. Но это не испугало университетских работников, которые, несмотря ни на что, стойко продолжали выполнять свой профессиональный и гражданский долг. Фронт приближался. Университет стал готовиться к эвакуации.

Немецкая самоходка в Ростове-на-Дону

Долгий переезд

14 июля 1942 года облисполком и Обком ВКП(б) вынесли решение об эвакуации вузов Ростова-на-Дону с профессорско-преподавательским составом, студентами и ценным оборудованием вглубь страны.

Приказ ректора РГУ об эвакуации

Ректору Семёну Белозёрову вручили эваколист с местом назначения — город Махачкала. Исполнять обязанности ректора в Ростове-на-Дону остался Михаил Черняев, известный учёный в области синтетической, проективной и дифференциальной геометрии.

Ответственным за организацию отправки ценного оборудования РГУ был назначен преподаватель физико-математического факультета Иван Буйло. Уже после войны он вырастил и воспитал двух сыновей, Сергея и Бориса. Окончив Ростовский государственный университет, они оба стали именитыми учёными — профессорами физики и философии.

Сергей Иванович Буйло

Сергей Иванович Буйло

Железнодорожное движение через Дон к середине июня 1942 года уже было прекращено, сотрудников и студентов РГУ и ещё трёх институтов — медицинского, педагогического и финансово-экономического — вывозили в особом порядке с Нахичеванского железнодорожного вокзала. 23 июля войска Красной Армии оставили Ростов-на-Дону. Покинуть город успели 12 профессоров, 20 доцентов и около 20 преподавателей, ассистентов и лаборантов.

«С глубокой болью наблюдая пламя поясов, охвативших город со всех сторон, и чудовищные разрушения, наносимые ему гитлеровскими мерзавцами, мы покинули свой родной город, ставший особенно в последние месяцы таким дорогим и любимым, неся в своем сердце жажду мщения и ненависть к фашистскому зверью»,вспоминал проректор Ростовского государственного университета, заведующий кафедрой общего и русского языкознания профессор Георгий Сердюченко.

Георгий Павлович Сердюченко, проректор РГУ, очевидец событий

В Махачкале под временное размещение ростовский вузов был предоставлен вестибюль Дагестанского педагогического института. Но Махачкала уже была перегружена приезжими, и власти Дагестанской республики не имели возможности надолго предоставить приют РГУ. Ректор Белозёров созывает совещание для решения вопроса о дальнейшем маршруте и предлагает коллегам два варианта: Закавказье или Средняя Азия. Большинство присутствующих высказалось за второй вариант — город Фрунзе, современный Бишкек.

Совнарком Дагестанской ССР просит Совнарком Киргизской ССР оказать Ростовскому-на-Дону университету «всемерное содействие» в размещении и восстановлении работы университета во Фрунзе. Вечером 2 августа коллектив университета в составе 60 человек с семьями на танкере «Каганович» покинул Махачкалу и по Каспийскому морю направился в Красноводск, по пути танкер пережил жестокий шторм.

Танкер "Каганович"

Из Краснозаводска коллектив РГУ и часть работников Ростовского пединститута через Самарканд и Ташкент добрались до столицы Киргизской республики — города Фрунзе. Там университету предоставили здание школы № 10, а затем клуб, организовали питание. В течение месяца во Фрунзе прибыли два вагона с университетским оборудованием. Но и столица Киргизии не стала конечным пунктом этого путешествия — руководство республики постановило, что объединённый коллектив обоих вузов — речь об РГУ и РПИ — направляется для организации учебной работы в город Ош — один из областных центров Киргизской ССР.

Когда 23 сентября коллектив РГУ прибыл к месту работы в город Ош, он состоял из 9 профессоров, 25 доцентов, 20 преподавателей, ассистентов, лаборантов и 25 студентов. Первоначально все они были размещены в старой части города.

«Руководство города Ош приняло нас с настроением развёртывать работу университета и всячески идут нам навстречу... Сколько-нибудь удовлетворительной базы для развертывания работы в Оше нет, придется создавать там всё заново», — пишет ректор Семён Белозёров в докладной записке руководству Наркомпроса.

Семён Белозёров, ректор Ростовского государственного университета в 1938-1954 годах.

Подготовка кадров

Сначала Ростовским госуниверситету и пединституту предоставили только 18 классных комнат в двух школах города для занятий во вторую и третью смены, но уже к зиме отдали здание Ошского учительского института, который был закрыт с началом войны. Взамен него РГУ открывает в городе свой учительский институт с четырьмя отделениями: физико-математическое, естественно-географическое, историческое и литературное. Хоть и с опозданием, но в Оше начинается новый учебный год.

9 октября 1942  года заработала приёмная комиссия по набору студентов — прием заявлений шёл на первые курсы шести факультетов РГУ и четырёх отделений учительского института. На первые курсы в университет получилось набрать 150 человек, в учительский институт – 100 человек, на заочное отделение института – 200 человек.

А. Козловский, директор Ошского учительского института до войны

Чтобы обучать такое количество студентов, РГУ временно объединяется с Ростовским пединститутом — сейчас они оба входят в состав Южного федерального университета. В годы войны у вузов всё стало общим — помещения, студенты, комсомол и профсоюз. Литературой, оборудованием и реактивами объединенный университет обеспечили Ташкентский и Алматинский университеты и другие институты Средней Азии.

15 ноября 1942 года эвакуированный вуз приступил к своей основной деятельности. Университету удалось наладить работу 19 кафедр. На физмате — математического анализа, алгебры и теории чисел, высшей математики, геометрии, механики и астрономии, а также общей физики. На химфаке — общей и физической химии, органической химии и аналитической химии. На геолого-почвенном факультете — геологии с минералогией и почвоведения. На биофаке — ботаники и зоологии. На историко-филологическом — русской литературы, всеобщей литературы, общего и русского языкознания и всеобщей истории. Так, РГУ оказал Киргизии помощь в подготовке национальных педагогических кадров.

«Школы Киргизии, школы Ошской области, испытывают острую нужду в учителях-киргизах и узбеках. Учителю, не знающему родного языка детей, трудно добиться сознательного и прочного усвоения учебных дисциплин, наладить воспитательную работу с детьми, войти в тесный контакт с учащимися, понять особенности их мышления, интересы и весь психологический склад личности ученика. Поэтому необходимо принять самые энергичные меры в подготовке национальных педагогических кадров в педучилищах и педагогических институтах и привлечению в педагогические учебные заведения большого количества молодежи из коренного населения, говорящих на местном языке», писал доцент университета И. Канаев.

В условиях отсутствия наглядных пособий на геолого-почвенном, биологическом факультетах широкое применение получил экскурсионный метод, непосредственное изучение «книги жизни». Студенты не только наблюдали объекты и процессы, но и собирали коллекции минералов, растений, а затем составляли краткие отчёты. Из-за отсутствия учебников на многих факультетах сокращали количество лекций и увеличивали число коллоквиумов и семинаров.

В здании Ошского учительского института до сих пор находился лазарет — только 5 декабря ошские власти наконец нашли для него другое помещение, и отдали двухэтажное здание с 34 комнатами университету. 6 декабря прошёл всеобщий воскресник по уборке здания: преподаватели и студенты приводили в порядок учебные классы и лаборатории, с 7 декабря занятия начались в новом здании.

«Мне тогда было восемь лет, а жили мы с мамой и сестрой в Оше, как раз рядом с учительским институтом. Когда началась война, стало не до занятий, и его закрыли, но уже через некоторое время во дворе появились повозки и машины. Какие-то русские мужчины и женщины разгружали ящики. Потом мы узнали, что сюда приехали ученые из России. Помню, я долго не мог запомнить слова «профессор» и «академик». Мне тогда почему-то казалось, что такие важные люди должны одеваться в белые костюмы, а они были в обычных парусиновых брюках и кепках. Я даже расстроился», — вспоминает местный аксакал Юсупжан Бакирдинов.

Посильная помощь тылу

С первых дней на новом месте сотрудники университета активно подключились и к общественно-политической жизни города.

27 сентября, только приехав в Ош, филологи РГУ провели в местном клубе читательскую конференцию «Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков в современной художественной литературе». Научные сотрудники биофака читали в военном госпитале и в городском лектории научно-популярные лекции на такие темы как «Растения и человек», «Происхождение жизни на земле», «Дарвин и его учение».

С первых же чисел октября коллектив вуза организованно вышел на колхозные поля, оказывая посильную помощь сельским труженикам Ошской области в сборе хлопка.

Заведующий кафедрой минералогии и петрографии Иван Баранов, который уже после войны станет деканом геофака РГУ, в 1942 году вошел в комиссию по подсчёту запасов полезных ископаемых Киргизской ССР и защитил докторскую диссертацию в Киргизском геологическом управлении.

20 декабря 1942 года в университете в торжественной обстановке прошла научная сессия по итогам развития науки в СССР за 25 лет существования государства, а 28 декабря — научная сессия, посвященная 200-летию со дня рождения Исаака Ньютона. Ректор Семен Белозеров выступил с докладом «О задачах комсомола». Он отметил, что комсомольцы должны помогать и участвовать в решении хозяйственных вопросов университета, повышать культуру, а также выпускать стенгазету.

Кроме этого, ученые-филологи университета уделяли огромное внимание изучению киргизской языковой культуры. Самобытное народное творчество, удивительная поэтичность киргизского народа, необыкновенное умение акынов-импровизаторов сочинять стихи и их место в воспитании молодежи и трудящихся масс привлекало ученых университета. Ещё долго после окончания войны ростовские филологи будут писать статьи и выступать с докладами о духовной и культурной жизни Киргизии.

Освоившись на новом месте, все учёные и преподаватели РГУ очень быстро нашли, как применить свои знания и таланты на благо приютившего их города Ош. До возвращения в Ростов-на-Дону оставалось более года.

Автор текста: Алексей Романенко

alromanenko@sfedu.ru

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/72034

Дополнительные материалы по теме