3 апреля во всём мире отмечают День рождения мобильного телефона. Кандидат педагогических наук ЮФУ рассказал, почему проблема телефонного мошенничества остается актуальной, кто и почему попадается на уловки злоумышленников и как сохранить свои деньги и психическое здоровье.
Во все времена человеческими эмоциями пытались воспользоваться аферисты и мошенники. 3 апреля 1973 года инженер корпорации Motorola Мартин Купер, впервые испытал свое изобретение — позвонил по первому в мире сотовому телефону одному из своих коллег. В этот день человечество получило перспективный способ связи, а мошенники — новый инструмент.
Сегодня злоумышленники постоянно совершенствуют свои навыки и отрабатывают методы манипуляции человеческими эмоциями в телефонном разговоре и в интернете. Доцент кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики ЮФУ Александр Мирошниченко, подчеркнул, что лучший способ защитится от мошенников — сбросить звонок сразу, как только поймёте, что звонит незнакомый человек.
«Если мы говорим о телефонном мошенничестве, когда звонят якобы представители банка и требуют персональную информацию, то в этом случае нужно прекращать разговор и идти с документами в отделение банка. Потому что мы не знаем, кто находится на той стороне связи. А в случае настоящей проблемы надежнее и качественнее поможет сотрудник банка», — посоветовал Александр Мирошниченко.
Среди часто используемых мошенниками приемов создания доверительной беседы эксперт выделил: обращение по имени-отчеству и создание напряженного эмоционального уровня и тревожности. Мошенники выдают представляются должностными лицами банков или правоохранительных органов, и заставляют жертву принять решение во время разговора. Но существуют и методы защиты от уловок злоумышленников.
«Один из методов – сделать глубокий быстрый вдох, длительный выдох, в мыслях проговорить «я не верю ни одному твоему слову» и задавать свои уточняющие вопросы, взять активность в свои руки. Так можно раскрыть мошенническую схему», — поделился Александр Мирошниченко.
Проблема телефонного и интернет-мошенничества особенно остро стала в период пандемии, когда многие сферы нашей жизни перешли в интернет. И хотя число преступлений этого вида сократились относительно 2020 года, по утверждению психолога, проблема все еще остается актуальной.
«Как в 2017 году, так в 2020 и сегодня, сохраняется высокий уровень базового доверия у людей. Они открыты к общению, надеяться на подарки, верят посредникам, которые готовы решать их проблемы. Злоумышленники пользуются этим. Поэтому человек должен уметь сопротивляться», – заключил Александр Мирошниченко.
Случаи обмана влияют и на психологическое здоровье человека. По мнению эксперта, лучший способ избежать таких последствий – превентивный. А если это уже случилось, то нужно сделать все возможное чтобы вернуть средства. Доцент ЮФУ отметил, что существуют категории людей, которые наиболее подвержены уловкам мошенников:
«Прежде всего это люди пожилого возраста, воспитанные в системе СССР. В ту эпоху была жесткая цензура, и телефонного мошенничества в принципе не было. Многие технические вещи, например банковские операции, были реализованы совершенно по-другому – на бумаге, а не через личные кабинеты и смс-сообщения. Поэтому люди более старшего возраста наиболее доверчивы и наиболее подвержены обману».
Но попадается на уловки мошенников и молодёжь. Для них характеры более технологичные способы обмана: интернет-магазины, подарки, за которые нужно заплатить. Манипуляторы играют на двух основных человеческих слабостях: страхе потери денег и жажде быстрой наживы. В качестве примера типичного обмана представителей молодого поколения психолог привел ситуацию, когда в интернет-магазине опубликовано выгодное предложение «здесь и сейчас», но при этом нужно оплатить доставку. В этом случае человек остается и без товара, и без денег.
Автор: Даниил Скрягин
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/71612