02.04.2023

Не просто себе бродяги: чем занимаются геологи XXI века, рассказал учёный ЮФУ

02.04.2023

В первое воскресенье апреля в России отмечается День геолога — профессиональный праздник разведчиков недр – инженеров-геологов, гидрогеологов, геоэкологов, геофизиков, геохимиков, геоморфологов, буровиков, проходчиков и взрывников, а также студентов и преподавателей геологических специальностей. Эти профессии окутаны романтикой экспедиций и поиском несметных природных богатств, но «белых пятен» на нашей планете всё меньше. Что исследуют современные геологи, рассказывает кандидат геолого-минералогических наук Южного федерального университета.

Доцент кафедры месторождений полезных ископаемых Института наук о Земле ЮФУ Алексей Труфанов поведал, что история развития геологической науки на территории нашего государства уходит своими корнями в глубокую древность. Славянские племена, населявшие великую Русскую равнину, издавна умели отыскивать, добывать и использовать природные минеральные богатства. Поисковое дело, добыча и переработка полезных ископаемых представляли собой одну из разновидностей народных знаний, складывавшихся веками и передававшихся из поколения в поколение. К людям, обладавшим такими знаниями, всегда относились с глубоким уважением и даже благоговением.

«Нередко в адрес нынешних геологов можно услышать насмешливые фразы обывателей, дескать: «…Что вы там еще ищете? Все уже давно до вас найдено!». Ну, что же. Возможно, отчасти они и правы. Действительно, с точки зрения полезных ископаемых, значительная часть поверхности нашей планеты, относящаяся к суши изучена довольно неплохо. Это же справедливо и к территории Российской Федерации. Однако не следует забывать, что изучена она геологами многих поколений, чей титанический труд принес реальные ощутимые результаты и которыми почти не задумываясь пользуется современное общество.

Почему из крана течет горячая вода, почему горит свет и ездят автомобили, откуда взялась сковородка, да и вообще, откуда у государства деньги, чтобы платить зарплату и строить города?! И, как ни странно, если детально разобраться со всеми этими вопросами, то окажется, что в их основе стоит простой геолог, нашедший в свое время железную руду и драгоценные камни, нефть и газ, песок и гравий, и еще тысячи полезных ископаемых, без которых современное общество просто не смогло бы существовать», — поделился Алексей Труфанов.

На Руси таких людей называли «хитрецами-рудознатцами» и «железодельцами-кузнецами». Простому человеку было невдомек, как это из обычного куска горной породы мастер мог сделать плуг или меч, соорудить подкову или копье. И почему из одного камня это можно было сделать, а из другого нет. С древних времен на Руси в большом почете были мастера «каменного дела», строители крепостей, дворцов и храмов. При этом нужны были глубокие знания местных горных пород, пригодных для строительства. Недостаток руд цветных металлов на территории Русской равнины уже в Х-XI веках заставил «рудных дел мастеров» расширять границы своих поисков и двигаться к «Каменному поясу» — Уральскому хребту. Не менее важное значение для русского государства и развития технологии добычи полезных ископаемых имел соляной промысел. В дошедших до нас источниках, датированных 1363 годом упоминается о добыче в Старой Руссе соли из соляных рассолов с использованием шурфов и скважин, глубиной до 100 метров.

Открытию новых месторождений за Уралом и в Сибири способствовало расширение русских владений при правлении Ивана Грозного. К этому времени следует отнести стремление установить поисковые признаки обнаружения месторождений и зарождение науки о поисках полезных ископаемых.

«С тех пор прошло уже много веков, полных удивительных открытий и изобретений. О развитии геологической науки можно говорить очень долго, опасаясь пропустить то, или иное имя, которое стало основой целых направлений развития естествознания или отраслей промышленности. Поэтому мы здесь ограничимся лишь упоминанием имени одного гениального ученого, на многие столетия опередившего свое время, и внесшего неоценимый вклад в развитие наук о Земле. Это, естественно, Михаил Васильевич Ломоносов, чьи сочинения «Слово о рождении металлов от трясения Земли» (1757 г.), «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763 г.) и «О слоях земных» до сих пор остаются актуальными», — подчеркнул Алексей Труфанов.

Говоря же о более современных достижениях и перспективах развития геологической отрасли, доцент ЮФУ отметил, что прошедшее столетие было посвящено решению задач обнаружения и эксплуатации рудных и нерудных и месторождений полезных ископаемых, находящихся на сравнительно небольших глубинах (до 300 метров) и ориентированных на добычу, прежде всего, открытым способом. Такая цель была поставлена в связи с принятым в нашем государстве курсом на индустриализацию всех отраслей промышленности, что требовало большого количества легко добываемого и относительно дешевого минерального сырья. При этом технология поисков полезных ископаемых требовала мощной геологической базы. Необходимо было провести геологическое картирование практически всей территории России, чтобы на её основе производить поиски и разведку месторождений самых разных полезных ископаемых. И данная задача была успешно выполнена геологами 50-60-х годов. Были составлены геологические карты масштаба 1: 200 000 для всех уголков нашей необъятной Родины.

«Все это послужило толчком к открытию новых, уникальных по своим масштабам месторождений угля, нефти и газа в Западной Сибири и Заполярье, рудопроявлений цветных, редких и благородных металлов на Кавказе, Дальнем Востоке, Приморском и Хабаровском крае. Развитие фундаментальной науки потребовало пересмотра некоторых концепций рудо- и минералообразования, а также теории глобальных геологических процессов, происходящих в недрах нашей планеты. Все это легло в основу Федеральной геологической программы ГДП-200 (геологическое доизучение площадей в масштабе 1: 200 000), которая была завершена к середине 90-х годов и сопровождалась переоценкой ранее обнаруженных геологических объектов, с целью ввода их в эксплуатацию», — объяснил Алексей Труфанов.

Учёный-геолог добавил, что последующие годы были связаны с процессами реструктуризации и преобразования геологической отрасли. Появилось значительное количество частных компаний, занимающихся решением конкретных локальных задач. В большей степени основной вектор здесь оказался направленным на добычу того, что уже было открыто и разведано. Стала активно развиваться горно-перерабатывающая отрасль. Возникли новые технологии добычи и переработки минерального сырья.

«Следует отметить, что ученые и преподаватели нашего Института наук о Земле также внесли и продолжают вносить заметный вклад в развитие геологических знаний. Так, например, на протяжении нескольких десятилетий сотрудники кафедры месторождений полезных ископаемых, в рамках деятельности научной школы «Молекулярной термобарогеохимии», созданной профессором Вячеславом Труфановым, успешно решали задачи дегазации угольных пластов и предотвращения опасных газодинамических явлений, происходящих в угольных шахтах. Данные работы проводились в рамках реализации Федеральных программ «Уголь – метан» и «Уголь – выброс». Выполнялись исследования по синтезу новых минералов и технологии экстракции редких, рассеянных и благородных металлов из убогих руд и продуктов их переработки. Изучались способы электромагнитного воздействия на различные горные породы, с целью определения их внутреннего энергетического потенциала и его последующего использования», — подчеркнул Алексей Труфанов.

Подробно о ростовской научной школе молекулярной термобарогеохимии и удивительных открытиях её учёных можно почитать в очерке из цикла «Династии ЮФУ»: Династия Труфановых: семья, покорившая земные недра, горные вершины и спортивные пьедесталы.

Большинство из этих направлений исследований продолжают развиваться и в настоящее время, обеспечивая тем самым основу для практически мгновенного трансфера передовых знаний из науки в образование. Аналогичная ситуация наблюдается и на других кафедрах ИНоЗ ЮФУ, чьи сотрудники, участвуя в различных научных проектах, получают информацию о самых последних достижениях в науке и охотно делятся ею со своими студентами. В свою очередь студенты-геологи Южного федерального университета имеют возможность максимально полно применять полученные знания на производстве, как во время прохождения практик, так и после окончания вуза.

«Выпускники нашего института являются одними из самых востребованных и высокооплачиваемых специалистов. Так что, это не «…просто себе бродяги, таёжные чудаки…». В процессе обучения студенты геологических специальностей помимо глубоких фундаментальных и прикладных знаний в области геологии, получают прочные навыки владения различными IT-технологиями, которые весьма необходимы сейчас на производстве. Умеют самостоятельно решать непростые геологические задачи и легко адаптируются к любым условиям труда и быта. Поэтому они совершенно спокойно едут работать на Урал, в Западную и Восточную Сибирь, в Магадан, в Хабаровский край и на Чукотку. Туда, где они могут максимально эффективно применить свои знания и опыт и где их с нетерпением ждут. Что касается «белых пятен», которые необходимо изучить, так их хватит не на одно поколение геологов! Нас ждет освоение шельфа Мирового океана и более глубоких горизонтов Земной коры, которые следует изучать и разведывать, используя принципиально новые технологии поисков, добычи и переработки минерального сырья. За этим будущее!», — подытожил Алексей Труфанов.

Южный федеральный университет поздравляет всех геологов с профессиональным праздником! Желаем всем, кто сейчас в полях, на боевом посту, в лаборатории или на буровой вышке, в шахте или на горном склоне, всем кто решает сложные задачи, связанные с обеспечением ресурсного потенциала нашей страны, всем, кто посвятил свою жизнь геологии, — здоровья, удачи и нескучных дорог впереди!

Фото из архива Алексея Труфанова.