Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
07.02.2023

Компетенции лидеров: как в ЮФУ готовят капитанов-предпринимателей

07.02.2023

7 февраля отмечается День российского бизнес-образования. Выпускники Факультета бизнеса «Капитаны» Южного федерального университета рассказали о тенденциях образования для предпринимателей.

Факультет с необычным названием «Капитаны» появился в Южном федеральном университете в 2017 году с целью вырастить предпринимателей нового поколения. С 2012 года такой факультет существует в Москве на базе Российского экономического университета имени Плеханова. ЮФУ стал вторым вузом России, где готовят «капитанов» — предпринимателей, обладающих не только глубокой теоретической подготовкой, но и компетенциями лидеров.

 

«Мы в нашей деятельности каждый день ищем ответы на сакраментальный вопрос – а можно ли научиться предпринимательству? Или же без везения и природного дара успешны будут только единицы? Убеждена, что предприниматель не только профессия, но и совершенно особый стиль жизни. Важно занимать проактивную позицию, уметь держать удар и справляться с трудностями, знать основы теории организации, грамотно рулить процессами и вдохновлять окружение. И конечно же обладать способностью видеть тренды и закономерности. Хочу пожелать всем студентам нашего университета, которые решили создать свой проект и стать предпринимателями – рискуйте, будьте уверены в силе своего слова и дела, и старайтесь тестировать гипотезы небольшими бюджетами», — поделилась декан Факультета бизнеса «Капитаны» Марина Шустова.

Старшекурсники «Капитанов» известны в ЮФУ как самые активные участники программы «Стартап как диплом». В качестве выпускных квалификационных работ они защищают свои проекты, связанные с новыми моделями предпринимательства. Впрочем, не все капитаны выбирают этот путь: некоторые проекты оказывались не только практически полезными — их экспериментальные результаты расширяли область знания о ведении бизнеса в современном мире.

 

Степан Егупов, ещё обучаясь в бакалавриате стал координатором социальных проектов и выступал наставником и координатором для первокурсников «Капитанов» и студентов других подразделений, желающих построить социально-ориентированный бизнес. Свой опыт Степан подытожил в исследовательской работе «Формирование и развитие лидерских компетенций в бизнесе и в общественной деятельности».

«Я пришел к практическому выводу, что при взаимодействии с молодежью стоит делать акцент на четырех ключевых предпринимательских компетенциях: инициатива и предпринимательство, адаптивность и гибкость, коммуникации и влияние на других, а также цифровые навыки. Для этого стоит использовать развитую систему обучения — лекции и практики, живые кейсы, рейтинг, практику создания своего живого проекта, наставничество и развивающую среду: встречи с наставником, предпринимателями, посещение альтернативных пространств», —поделился Степан Егупов.

 

Закончив бакалавриат, Степан поступил в магистратуру московского университета «Синергия» на программу «Государственное и муниципальное управление». Сейчас он занимается развитием программы «Капитаны» в Санкт-Петербурге на базе СПБГУПТД. В своей работе со студентами-капитанами он применяет принципы, которые описал в дипломной работе: развивая бизнес-среду для студентов вместе с командой, создаёт экосистему, в которой молодежь может реализовать свой предпринимательский потенциал.

Ольга Майстренко и её одногруппники, когда были студентами Факультета бизнеса «Капитаны» в ЮФУ создали проект «Business Hub», суть которого в том, чтобы передавать знания, полученные в университете уже реализовавшим себя опытным предпринимателям.

 

«Получая знания от экспертов-практиков при обучении на Факультете бизнеса «Капитаны», мы осознали, что имеем доступ к уникальному инструментарию, но очень часто не можем его использовать в полной мере на практике в виду того, что наши проекты только начинают развиваться. Однако эти же материалы очень хорошо отзываются у предпринимателей, которые уже прошли некоторый путь и хотят сделать качественный скачок на другой уровень. Это привело нас к идее объединить образовательные программы и формат сообщества, в котором будет комфортно учиться и трансформировать свой бизнес», — рассказала Ольга Майстренко.

И во многом, даже к удивлению авторов проекта, «Business Hub» не затерялся в череде похожих образовательных курсов о том, как вести бизнес — он оказался очень востребован среди практикующих бизнесменов. В чем же была уникальность проекта, Ольга и её команда проанализировали в своём исследовании.

 

«Оценивая рынок, мы понимали, что сфера бизнес-образования очень наполнена, есть много крупных игроков, однако большинство из них ведут деятельность онлайн и почти не дают никакой обратной связи участникам, а те в свою очередь теряют мотивацию, не получают результата и бегут покупать следующий курс. Также в одиночку людям сложнее достигать результата, так как их проблемы кажутся неповторимыми и нерешаемыми. На наш взгляд подход peer-to-peer («из уст в уста») в образовании это единственно возможная форма актуального прикладного образования для предпринимателей. Набирающий обороты тренд недоверия, показатели которого растут с увеличением информационного шума, ведет к росту спроса на «спросить у своих, как есть на самом деле». Тем, кто занимается профессионально развитием людей, нужно искать инструменты усиления доверия в таких сообществах», — поделилась выводами Ольга Майстренко.

Выпускница ЮФУ добавила, что бонусом наличия сообщества у образовательного проекта является то, что большинство сообществ являются частью продукта или его доработкой. То есть, само сообщество может дорабатывать продукт, а это возможность экспоненциального роста компании. Формат сообщества предоставляет всем его участникам возможность быть в разных ролях: спикер, организатор, обучающийся и других. Это позволяет предпринимателям не просто учиться и менять свои компании, но и продвигать, помогать и повышать свой авторитет в экспертных комьюнити.

 

Сейчас проект «Business Hub» на факультете Капитаны продолжают реализовывать другие ребята, а Ольга Майстренко успешно защитила диплом и работает в сфере арт-менеджмента. В День бизнес-образования в России она делится несколькими лайфхаками создания бизнес-сообщества:

 

1)      Если вы не обладаете компетентностью, привлеките профессионала, либо попросите его вас научить необходимому навыку — это существенно сэкономит вам время и в несколько раз увеличит эффективность вложенных средств

2)      Если вы привлекаете специалиста или агентство для полного закрытия определенного функционала в проекте, вам необходимо четко указывать количественный результат в договоре, а также закреплять контрольные точки, благодаря которым вы сможете отслеживать качество работы наемного персонала

3)      На этапе, когда проект начинает кратно расти, необходимо планомерно разделять официальные и неофициальные коммуникации, работать в едином информационном пространстве (например, Trello).

О том как Южный федеральный университет развивает бизнес-образование и студенческое предпринимательство, читайте здесь.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/71046

Дополнительные материалы по теме