27.07.2021

Ученые ЮФУ нашли способ заменить сверхтоксичные сегнетопьезоматериалы на экологически чистые

27.07.2021

Под руководством Ларисы Резниченко, доктора физико-математических наук, профессора НИИ физики ЮФУ, разрабатывается проект замены сверхтоксичных сегнетопьезоматериалов на экологически чистые для применения в областях электроники и радиотехники. Подобными разработками ученые ЮФУ занимаются практически единственные в России.

За 50 лет активной научной работы Лариса Резниченко выпустила порядка двух с половиной тысяч публикаций, 18 монографий, из них 11 зарубежных, шесть справочников и около 700 статей. Индекс Хирша ученой по данным Scopus – 20, Web of Science – 18, РИНЦ – 27. Под руководством Ларисы Резниченко защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций. Также она руководит магистерской программой «Физика, химия и технология функциональных материалов».

Работа над проектом проходит в рамках тематики «Интеллектуальные и высокотехнологичные материалы (теоретический дизайн, диагностика, синтез) для устройств молекулярной электроники, спинтроники, фотоники, конструкций радиотехнических и информационных систем, применения в медицине и сельском хозяйстве» государственного задания.

Научная тема называется «Экологически чистые материалы для инновационных мультифункциональных систем: от цифрового дизайна к производственным технологиям.

По словам профессора Ларисы Резниченко, необходимо заменить сегнетопьезоматериалы, базирующиеся, в основном, на сверхтоксичных свинецсодержащих композициях, на бессвинцовые, экологически чистые.

«Свинец – элемент первого класса опасности, который накапливается в организме, не выводится и приводит к летальному исходу. Мы стараемся создавать материалы без токсичных последствий, то есть бессвинцовые, нетоксичные материалы, используя экологически чистые технологии» - поделилась Лариса Резниченко.

Отметим, что проект направлен на сохранение здоровья людей и исключение вредного антропогенного воздействия на природу. Результаты отражены в высокорейтинговых журналах первого квартиля из баз данных Scopus и Web of Science, среди которых Ceramics International, Appl. Sci и другие.