Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
24.02.2021

«Энергия разума»: ученый ЮФУ рассказал школьникам о радиации

24.02.2021

19 февраля состоялась научная встреча «Как измеряют радиацию?» в рамках научно-просветительского проекта для школьников «Энергия разума», организованного Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Ростова-на-Дону совместно с МАУ «Информационно-методический центр образования города Ростова-на-Дону».

Что такое радиация и ионизирующее излучение? Какие виды ионизирующего излучения существуют? Какие значения эквивалентных доз ионизирующего излучения допустимы для человека? На эти и другие вопросы школьникам подробно ответил ведущий научный сотрудник НИИ физики ЮФУ, кандидат физико-математических наук Станислав Кубрин.

Научная встреча началась с экскурса в историю. Эксперт рассказал о том, что 1895 году Вильгельм Конрад Рентген во время экспериментов с электронно-лучевыми трубками открыл рентгеновское излучение. А годом позже Анри Беккерель понял, что соли урана тоже создают какое-то излучение. Новое явление – радиоактивность – начали изучать Пьер и Мария Кюри, а затем и другие учёные, в том числе Эрнест Резерфорд, который в 1899 году открыл несколько типов радиоактивного распада.

Далее Станислав Кубрин объяснил школьникам основные физические принципы измерений мощностей доз ионизирующего излучения ионизационными методами и сцинтилляционным методом. Ионизационные методы основаны на ионизации атомов и молекул, которая происходит под влиянием ионизирующих излучений в среде (газовом объёме), в результате чего электропроводимость среды увеличивается, что может быть зафиксировано соответствующими электронно-техническими приспособлениями. Асцинтилляционный метод основан на способности ряда веществ излучать в виде световой вспышки (сцинтилляции) часть энергии, затрачиваемой частицей или у-квантом на возбуждение и ионизацию молекул. По словам эксперта, эти методы широко применяются для дозиметрического контроля на объектах использования атомной энергии от больниц до атомных станций.

На вопрос о том, нужен ли дозиметр дома, лектор ответил, что такое устройство нет смысла держать дома: «В обычной жизни мы не сталкиваемся с источниками ионизирующего излучения, способными оказать на нас хоть какой-то значимый соматический или генетический эффект».

Проект «Энергия разума» создан для мотивации школьников к познавательной деятельности. Участников проекта ждут цикл лекций от специалистов различных областей современной науки и техники, а также викторины и интеллектуальные игры.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/64968

Дополнительные материалы по теме