15.12.2020

В ЮФУ разрабатывают новые материалы для лечения глубоколежащих опухолей

15.12.2020

Специалисты Международной исследовательской лаборатории новых наноматериалов и комплексных противоопухолевых технологий Южного федерального университета делают следующий шаг в разработке новых комплексных технологий лечения глубоколежащих опухолей, включающих рентгеновскую фотодинамическую терапию.

Онкологические заболевания по распространенности и уровню смертности занимают одно из лидирующих мест среди социально значимых заболеваний. Многие виды онкологических опухолей невосприимчивы к существующим видам противоопухолевой терапии, поэтому развитие новых методов является крайне важной задачей, особенно для развития подходов персонализированной медицины. Фотодинамическая терапия стала в последнее время одним из важных методов лечения неглубоких онкологических опухолей. Однако для борьбы с глубоколежащими опухолями требуется переход к использованию рентгеновского и гамма- излучениям. Пока в мире не существует допущенных к медицинскому применению биосовместимых препаратов для фотодинамической терапии рентгеновского и гамма-диапазона.

Для решения этой задачи исследователи Международной исследовательской лаборатории новых наноматериалов и комплексных противоопухолевых технологий, созданной Южным федеральным университетом и Национальным медицинским исследовательским центром онкологии в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 14-35-00051, ведут совместные научные работы по разработке и исследованию возможностей нанотехнологий для создания биосовместимых нанокомпозитов. Они позволят сделать новый шаг в разработке новых комплексных технологий лечения глубоколежащих опухолей, включающих рентгеновскую фотодинамическую терапию. Проект ростовских ученых «Нанокомпозиты для рентгеновской фотодинамической терапии глубоких опухолей в онкологии» был поддержан Российским научным фондом (проект № 19-15-00305).

Руководитель проекта, профессор Александр Солдатов подчеркнул, что только объединение усилий специалистов из разных областей: нанотехнологий, физики рентгеновских лучей, химии, молекулярной биологии и высокотехнологичной онкологии – позволяют решать амбициозные задачи создания фундамента для персонализированной медицины будущего, без которой вряд ли удастся достигнуть высоких рубежей, намеченных в Указе о национальных целях развития России до 2030 года.

«Подобные исследования в области применения нанотехнологий  для развития новых подходов в диагностике и терапии онкологии, несомненно, актуальны и перспективны, особенно для такой новой области современной науки, как биофотоника. Специалисты ЮФУ являются признанными лидерами в использовании синхротронного излучения для диагностики наноматериалов, в том числе, и для биомедицинских технологий», – рассказал  Дмитрий Горин, д.х.н., профессор центра фотоники и квантовых материалов Сколковского института науки и технологий.

Уверенность в успешности достижения междисциплинарных задач, поставленных в настоящем проекте, основывается на многолетнем опыте, квалификации и имеющемся заделе научного коллектива Международного исследовательского института интеллектуальных материалов, созданного в рамках выполнения Постановления Правительства РФ № 220 от 09.04.2010 г. Институт представляет международно признанный междисциплинарный коллектив, ведущий свои исследования и разработки в области создания и диагностики новых материалов для нано-, био- и медицинских применений, используя в своих работах технологии искусственного интеллекта, а также ведущие мировые центры синхротронного излучения (инфраструктуру мега-сайенс), с крупнейшими из которых Южный федеральный университет имеет соглашения о сотрудничестве (DESY, ESRF, European XFEL, НИЦ «Курчатовский институт).

Результаты исследований опубликованы в журналах: Nanomaterials, International Journal of Molecular Sciences, Photochemical & Photobiological Sciences, Доклады Российской академии наук. Химия, Науки о материалах, Российские нанотехнологии.