Ученые Института философии и социально-политических наук провели анализ политической ситуации и градуса развития международных отношений в глобальном мире в условиях пандемии.
По их наблюдениям, пандемия, охватившая абсолютное большинство стран, показала насколько все они взаимозависимы в глобальном мире и стала катализатором обострения многих накопившихся политических и экономических проблем в международных отношениях.
Как рассказали политологи, при любом варианте развития международной политической и экономической обстановки в ближайшее время с точки зрения политической науки не стоит ожидать, во-первых, полной отмены санкций против России. Данное решение политическое и в ближайшее время пересмотру не подлежит. Во-вторых, отказа России от защиты своих интересов в мире, что отражено в предложенной поправке в основной закон государства о приоритете Конституции РФ над международным правом. В-третьих, отказа развитых государств под влиянием сложившейся ситуации от дальнейшего процесса глобализации и ориентацией исключительно на глокализацию.
Карантинные мероприятия многократно усилили тенденции, обозначившиеся годами ранее: растущий в благополучных странах общественный запрос на усиление антииммиграционных мер, разворот экономической политики от свободной торговли к протекционизму, падение популярности наднациональных структур. В этом смысле пандемия нанесла удар по системе либерального глобализма. В настоящее время очевиден успех в борьбе с коронавирусом стран с высоким мобилизационно-дисциплинарным потенциалом, по сравнению с теми, где культивировалась личная свобода и децентрализованная система власти. Поэтому нельзя исключать ситуации, когда в Европе к власти придут правые популисты или даже авторитарные лидеры, тогда как в азиатских странах поднимется новая волна «демократических» революций.
Эксперты ЮФУ предполагают, что при всем многообразии международных факторов национальное государство остается основным действующим игроком мировой политики. В ближайшее время во всем мире возникнет потребность увеличения регулирующего воздействия государств на экономику своих стран с целью нивелирования потерь от самоизоляции и компенсации снижения прибыли бизнеса от вынужденной приостановки деятельности. Политические последствия борьбы с итогами пандемии в России, в первую очередь, отразятся на перераспределении некоторых полномочий между федеральным центром и регионами, что будет означать децентрализацию в политических рамках федерализма. Наиболее вероятна передача некоторых административных полномочий без передачи бюджетных ресурсов. Политическая децентрализация с передачей ответственности в субъекты федерации представляется наименее реальным сценарием и коснется только избранных регионов.
Мы вступаем в череду катастрофических процессов, потому что сложившаяся социально-экономическая система реально уперлась в свои границы, прежде всего, экологические и антропологические. Соответственно, новизна ситуации в том, что один кризис будет усиливать другой: экологический - финансовый - экономический - культурный и т.д. Но капитализм от этого не обречен на исчезновение, он будет модифицироваться, хотя это будет сопровождаться изменением политического ландшафта планеты, локальными войнами и конфликтами. Риск нечаянного глобального конфликта вырастет, но фатальной неизбежности новой мировой войны нет.
Политологи информируют, что не следует драматизировать кризис глобализации: она модифицируется, но не прекратится, потому что по факту мир остается взаимосвязанным во всех сферах жизни, а грядущие кризисы будут тоже носить глобальный характер, соответственно, решать их можно будет только на глобальном уровне. Это видно и по нынешней природной катастрофе с коронавирусом: с одной стороны, он усилил национальные рефлексы, а с другой, раздаются призывы к организации подобия «мирового правительства».
Кризисы и катастрофы будут иметь один важный позитивный момент, который можно сформулировать как момент истины в эпоху постправды. Последняя поначалу отчасти «скорректируется», как это видно сейчас, когда очевидной становится неуместность политической клоунады в стиле Трампа или Больсонаро. Но в перспективе, это не будет означать уменьшения иррационализма в политдискурсе: эпоха популистов и фанатиков только начинается в тех частях света, где станет очень «горячо» в предстоящие годы.
Евросоюз не обречен на исчезновение, хотя пандемия еще больше обнажила его хрупкость. Но, с другой стороны, у этого макрорегиона есть потребность в единстве в ситуации глобальной конкуренции. В обозримом будущем будет «Европа разных скоростей», с разными группировками внутри ЕС как сложной структуры.
Нынешняя националистическая политика США сменится откатом к «глобализму», но мир уже несколько изменится, тенденция к ослаблению глобальных позиций США не прекратится, а тенденция к многополярному миру, напротив, будет только усиливаться.
Предстоящие выборы президента США, скорее всего, формально потребуют победоносного завершения сложившейся ситуации, так как администрации Трампа выгодно быстрее закончить историю с COVID-19 и перейти к полноценной агитационной повестке избирательной кампании. Не менее важно и переложить ответственность за распространение коронавируса на «других», поэтому в риторике США он именуется как «китайский вирус», что не может не создавать предвзятость в отношении оценки сложившейся ситуации. Естественно, что с позиции противостояния США и Китая каждое из государств хочет быть бенефициаром в такой геополитической обстановке. Однако глобально речь не идет о пересмотре сложившейся конфигурации основных мировых центров.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве в обозримое время будут протекать в «вялотекущем» режиме в силу нестабильности и разнородности сложившихся политических режимов, а также из-за жесткого противодействии со стороны коллективного Запада. Ограничением будет и дефицит альтернативных привлекательных проектов по сравнению с Западом и Китаем.
Во внешнеполитическом курсе России последуют стратегические изменения, связанные с экономическими факторами. Российская экономика находится под санкциями в условиях исторически низких цен на углеводороды и девальвации национальной валюты - все это не может не привести к корректировке внешней политики и выстраиванию диалога со стратегическими мировыми партнерами.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/62726