Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
16.05.2018

Ректоры вузов Юга России обсудили в ЮФУ повышение качества образования

16.05.2018

14 мая в Южном федеральном университете состоялось расширенное заседание Совета ректоров вузов Юга России по инициативе Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, Северо-Кавказского федерального университета и Южного федерального университета, реализующих миссию развития единого научно-образовательного пространства. Темой встречи стали вопросы организации и проведения оценки качества образовательной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации.


Участие в заседании приняли заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Гурба, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова, главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации Игорь Мацкевич, ректоры вузов Южного и Северо-Кавказского федерального округов.  

На встрече ректор ЮФУ Марина Боровская подчеркнула, что важной позицией в развитии общества является повышение качества образования и, как следствие, создание кадрового ресурса. В этой связи экспертное сообщество должно выработать общие механизмы по решению основных вопросов, связанных с повышением уровня подготовки кадров и государственной аккредитацией.

По мнению ректора Северо-Кавказского федерального университета Алины Левитской, роль экспертного сообщества в совершенствовании системы аккредитации должна быть определяющей. Сообщество должно отправлять в экспертные группы тех людей, которые знают процесс прохождения аккредитации изнутри и могут выносить взвешенную оценку деятельности вузов. Ректор Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Андрей Фалалеев также подчеркнул, что отбор экспертов для работы в системе аккредитации является важным фактором в совершенствовании формата ее проведения.

На заседании перед ректорами и представителями вузов Юга России выступили приглашенные эксперты. Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова рассказала руководителям вузов о преимуществе электронного формата подачи заявлений на аккредитацию, поскольку он намного упрощает весь процесс проверки, добавив, что пока что еще превалирует бумажный формат процесса аккредитации, но уже в ближайшем будущем эта ситуация должна измениться в сторону применения цифровых технологий при прохождении вузами государственной аккредитации.

Наталия Наумова обратила особое внимание на то, что независимая оценка качества — это будущее, и в связи с этим, - развитие механизмов мониторинга на сайтах образовательных организаций, получение информации посредством открытой информационной государственной системы приобретает главенствующее значение. Наличие в открытом доступе информации о поступлении в вузы (в том числе и для людей, имеющих ограничения по здоровью), качестве профессорско-преподавательского состава и данные о трудоустройстве выпускников (особенно о количестве выпускников, оставшихся в профессии на протяжении 3-хлет) станут важными критериями оценки качества образования.

Выступая перед участниками заседания, главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации Игорь Мацкевич поднял две важные темы, в реализации которых сегодня возникают вопросы: возможность самостоятельного присвоения вузами ученых степеней и требования к экспертам ВАК. Он отметил, что современная система образования может развиваться благодаря позитивному взаимодействию с общественными организациями, цель которых заключается в контроле за процессом защит диссертаций и получения ученых степеней.

В качестве основных направлений повышения уровня образовательного процесса ректор Сочинского государственного университета Галина Романова назвала привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе, изменение масштаба востребованности образовательных программ на региональном, федеральном и международном уровне, а также удовлетворения потребности экономики в кадрах. Обсуждая вопрос о кадровой подготовке, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимир Гурба заметил, что Южная школа подготовки специалистов всегда была очень сильна, а ее выпускники стабильно востребованы. Но при этом, по словам Владимира Гурбы, качественная подготовка кадров требует серьезной поддержки отечественной науки, так как только она может выработать новую формулу развития российской экономики и сферы технологий.

Одним из важнейших постоянных разделов заседаний Совета ректоров вузов Юга России является «Обмен лучшими практиками», в рамках которого ректоры 3 вузов – Ростовского государственного университета путей сообщения, Сочинского государственного университета и Астраханского государственного университета – представили своим коллегами результаты собственного опыта в организации и проведении оценки качества образовательных учреждений и адаптации научно-образовательной сферы к растущим потребностям экономики региона.

Завершая состоявшееся обсуждение, проректор по стратегическому развитию и международному сотрудничеству ЮФУ Инна Шевченко представила рамочный проект решения Совета, отметив в качестве основных положений:

- расширение использования современных цифровых технологий для подготовки документов к государственной аккредитации с целью снижения трудоемкости экспертов и преподавателей;

- совершенствование процедуры оценки качества подготовки в магистратуре и аспирантуре.

- уточнение наукометрических данных журналов, входящих в перечень ВАК РФ, в их соотнесении с данными международных баз данных и систем цитирования;

- решение вопросов правового статуса образования диссертационных советов в вузах, реализующих право самостоятельно присуждать ученые степени.

- оценка научного потенциала организации при аккредитации по программам магистратуры и аспирантуры.

Материалы  

Верескун В.Д. «Организация и проведение оценки качества образовательной деятельности в РГУПС»

Маркелов К.А. «Адаптация научно-образовательной сферы Астраханской области к растущим потребностям экономики и перспективным проектам»

Романова Г.М. «Практика подготовки кадров и оценки качества образовательной деятельности Сочинского государственного университета»

 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/56206