19.04.2018

Учёные ЮФУ исследуют синтез кислорода в галактике Млечный Путь

19.04.2018

Ученые физического факультета Южного федерального университета опубликовали в международном журнале 1-го квартиля результаты исследования синтеза кислорода в галактике Млечный Путь.

В рамках теории эволюции и структуры нашей Галактики, разрабатываемой профессором кафедры Физики космоса, факультета физики ЮФУ Юрием Мишуровым совместно с аспирантом Романом Ткаченко, была построена модель синтеза кислорода в галактическом диске. Для этой цели были использованы новейшие наблюдательные данные о радиальном распределении кислорода в диске Галактики, полученные международными коллаборациями на телескопах, расположенных по всему земному шару. Результаты исследования показали следующее:

1) В области галактоцентричеких расстояний, близких к солнечному, относительное содержание кислорода оказывается приблизительно постоянным, в то время как вне этого интервала расстояний распределение кислорода демонстрирует достаточно резкое падение с ростом расстояния от галактического центра. Указанный интервал расстояний соответствует т.н. Галактической Зоне Обитаемости. Этот результат наталкивает на идею о том, что расположение Солнца в Галактике не случайно.

2) Начальные массы предшественников взрывающихся сверхновых звезд могут лежать в пределах 20 – 25 солнечных масс, либо 30 – 40 масс Солнца.  Это определяется эволюцией звезды-предшественника сверхновой и зависит от того, вращается звезда-предшественник или нет. На этом пути, возможно, решается давняя проблема о природе т.н. сверхновых звезд типа I b/c, предшественниками которых, как считают многие авторы, могут быть массивные звезды.

3) Вопреки широко распространенным представлениям, согласно которым чем массивнее звезда, тем мощнее ее взрыв, наша теория подтверждает отсутствие в наблюдениях взрывающихся звезд с массами 100 и более солнечных масс: объекты с массами, превышающими приблизительно 40 масс солнца, либо сразу превращаются в черные дыры, либо в конце своей жизни уходят со сцены без грандиозного фейерверка. Тем самым они не вносят вклад в обогащение Галактики кислородом.

Результаты опубликованы в журнале Английского Королевского общества: Yu.N.Mishurov, R.V.Tkachenko, MNRAS, 2018 (2017), v. 473, pp 3700–3709 (doi:10.1093/mnras/stx2586)

На рисунке изображено:

Распределение относительного содержания кислорода (в единицах солнечного) по галактическому радиусу, наложенное на картинку Млечного Пути. Распределение приведено для двух моментов времени, отсчитываемого от начала формирования галактического диска. Желтым кружком показано положение Солнца на диаграмме расстояние – содержание кислорода, возраст Солнца оценивается в 4.6 млрд лет.