Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
26.08.2014

Ученые КФУ реконструируют Великий Болгар в 3D

26.08.2014

Лаборатория визуализации и разработки игр Высшей школы ИТИС совместно с другими подразделениями КФУ реконструируют культурно-исторический объект Великого Болгара XIV века в 3D-формате.

Напомним, 23 июня стало известно о включении Болгарского историко-археологического комплекса в Список Всемирного наследия Юнеско. Это результат труда ученых, много лет занимавшихся комплексным изучением древнего города. Их исследования были направлены на решение загадок в истории Болгара: когда возникло поселение, как развивалось, каковы были культура и быт.

Но простое текстовое описание не может дать исследователю наиболее полного представления об изучаемом объекте. Да и рисунок, чертёж или карта лишь дополняют образ, но не представляют его полностью. Другое дело - трехмерная реконструкция археологических объектов, а также моделирование отдельных предметов старины, которые позволяют получить полную, яркую картину прошлого и открывают широкие возможности для исторических исследований.

Создавать трехмерную картину Болгара начали ученые из Казанского университета. О том, как применение 3D-технологий решает задачу сохранения культурного наследия, рассказала руководитель Лаборатории визуализации и разработки игр Высшей школы ИТИС КФУ Влада Кугуракова.

- В деле возрождения Болгар принимают участие коллективы многих научных организаций, в числе которых Академия наук РТ, КФУ, Институт археологии АН РТ и другие. Создание трехмерной модели не стало исключением. Археологи, геофизики, специалисты по аэрокосмической дешифровке материалов из КФУ, архитекторы из КГАСУ, сотрудники консерватории - специалисты по этнографической музыке принимают участие в работе. В качестве знатоков по деревянному зодчеству мы привлекаем, в том числе, и тюменских научных исследователей.

Это уже не первая работа в данном направлении, напомнила Влада Владимировна. Так, на сайте можно виртуально прогуляться по всему КФУ, увидеть, как выглядит здание каждого Института.
Но, подчеркивает специалист, создание исторического объекта отличается от разработки современного:  всесторонне не изучив историю моделируемого объекта, его невозможно воссоздать.

- По сути, мы заново открываем современникам Великий Болгар  XIV века. А для этого нам нужно знать, какие были постройки, как одевался народ. Поэтому нашими ребятами обрабатывается гигантский пласт научных исследований. Описания, встречающиеся в архивных записях, позволяют в точности воссоздать все особенности архитектурных сооружений реконструируемого нами периода: метод строительства, материал, из которого построена крепость, мечеть или хижина (дерево, камень или что-то другое). 

Помимо реконструкции исторических объектов, программисты КФУ с определенной долей вероятности воссоздают также и ландшафт, восстанавливая информацию по геологическим исследованиям. Чтобы показать, насколько кропотливым трудом они занимаются, приведу такой факт: разработчики воссоздают даже  растительность, характерную для Болгара того периода.

Большая работа была осуществлена специалистами Казанского университета и в области вещественного анализа, позволяющего максимально точно "создать" людей.

- В реконструированном городе не будет пустынно: по его улицам будут бегать дети, работать мастеровые, торговать купцы. Все персонажи будут одеты в национальные костюмы того периода,  согласно своим статусам: воины, служанки, гости заморские, эмир и его свита, служивые люди, рабы и крестьяне. У нас все основано на точных исторических исследованиях, которые были сделаны археологами, историками, геофизиками, этнологами и антропологами. 

Завершить работу планируется к концу года. Но на этом останавливаться разработчики не намерены. В лаборатории визуализации и разработки игр Высшей школы ИТИС планируют реконструировать в 3D и другие исторические объекты Татарстана.

 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/48058

Дополнительные материалы по теме